Маргиналы — это индивиды, утратившие свой прежний социальный статус, исключённые из системы привычных социальных связей, находящиеся на границах социальных слоёв и структур, не сумевшие быстро адаптироваться к новой социокультурной среде той страты, в рамках которой они формально существуют.
Тенденции в развитии современного российского общества:
1) социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;2) массовые миграции населения из провинции в мегаполисы;
3) медленный, но постепенный рост представителей среднего класса.
4) основными критериями, определяющими социальное положение человека и его принадлежность к тому или иному уровню, являются размер богатства либо принадлежность к властным структурам.
Социальная общность — это реально существующая, эмпирически фиксируемая совокупность людей, характеризующаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом исторического и социального действия.
Признаки социальной общности:
- сходство условий жизнедеятельности;
- общность потребностей;
- наличие совместной деятельности;
- формирование собственной культуры;
- социальная идентификация членов общности.
Классификация социальных общностей:
- по количественному составу: малые группы, народные массы;- по продолжительности существования: кратковременные (например, пассажиры автобуса, зрители в кинозале) и долговременные (например, этносы);
- по степени связи между индивидами (устойчивые объединения, аморфные случайные образования - квази-группы: очередь, толпа, аудитория телезрителей, болельщики футбольных команд).
Виды социальных общностей:
- классовые общности и слои;
- исторические формы общности;
- социально-демографические общности;
- корпоративные общности;
- этнические и территориальные общности;
- общности, сложившиеся в зависимости от интереса индивидов.
Социальные группы
— устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации).
Социальные группы и социальные общности образуют социальную структуру общества.
Социальная структура общества
— это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определёнными нормами взаимодействия частей.
Квазигруппа
— малоустойчивая неформальная совокупность людей, объединённая, как правило, одним или очень немногими типа- ми взаимодействия, имеющая неопределённую структуру и систему ценностей и норм. Бывает следующих видов:
- аудитория — объединение людей во главе с коммуникатором (например, телезрители канала НТВ);
- фан-группа — объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу;
- толпа — временное собрание людей, объединённых каким- либо интересом или общей идеей.
Основные свойства квазигрупп:
- анонимность;- внушаемость;
- социальная заражаемость;
- бессознательность.
Организация
— это большая ассоциация людей, действующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей (лечебные, учебные, социальные заведения, фирмы, финансовые компании, банки, правительственные учреждения) и спроектированных и учреждённых с определёнными целями; располагаются в зданиях или на физических пространствах, специально сконструированных, чтобы помочь в достижении этих целей.
Молодёжь
— это социально-демографическая группа, выделяемая по возрастному критерию (приблизительно от 16 до 25 лет), особенностям социального поведения и определённым социально- психологическим качествам.
Молодость
— это период профессионального самоопределения, формирования мировоззрения и жизненных ценностей, создания семьи, достижения экономической независимости и социально ответственного поведения.
Особенности социального положения молодёжи:
- переходность положения;- высокий уровень мобильности;
- освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса;
- активный поиск своего места в жизни;
- благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане;
- неустойчивость психики, подверженность влиянию, внутренняя противоречивость;
- низкий уровень толерантности;
- стремление проявить свою индивидуальность, что способствует возникновению молодёжной субкультуры и неформальных групп.
Этносы — это большие группы людей, обладающие общностью культуры, языка, осознанием общей исторической судьбы. Стадиями развития этнических общностей являются род, племя, народность и нация.
Нация — это исторически высшая стадия развития или форма этноса, характеризующаяся компактностью проживания, единством экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, национального самосознания.
Национальное самосознание — совокупность взглядов и оценок, мнений и отношений, выражающих содержание, уровень и особенности индивидов - членов общности о своей истории, современном состоянии и будущих перспективах, а также о месте среди других общностей.
Факторы образования и развития нации:
- общность экономической жизни, развитие общенационального рынка создаёт прочную базу для её единства;- наличие государства;
- единство территории;
- общность природно-климатических и геополитических условий существования.
В современном мире насчитывается от 2500 до 5000 этносов, но лишь несколько сотен из них являются нациями. В составе Российской Федерации насчитывается более 100 этносов, в том числе около 30 наций.
Межнациональный конфликт
- это осложнение отношений между нациями и народами вплоть до прямых военных действий.
В зависимости от причин и характера происхождения межнациональные конфликты бывают:
. социально-экономическими (безработица, задержки и невыплаты зарплаты, социальных пособий, монополия представителей одного из этносов в сферах или отраслях хозяйства);
. культурно-языковыми (связаны с защитой, возрождением и развитием родного языка, национальной культуры и прав национальных меньшинств);
- Постановление администрации Некоузского муниципального района "О закреплении муниципальных образовательных учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, за территориями Некоузского муниципального района
Уроки Социальные группы и их классификация.
Цели и задачи:
объяснить понятия и термины: «социальная группа», «условная группа», «референтная группа»; ознакомить с особенностями социальной группы, в том числе малой; описать виды групп; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы; рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции, ответственного и толерантного поведения учащихся.
Кодификатор по обществознанию 2016: Социальные группы
СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. Профильный уровень: Социальные группы, их классификация.
Оборудование: схемы, пакет заданий ЕГЭ.
Ресурсы: учебник / Под ред. Боголюбова Л Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание. Профильный уровень. 11 кл.- Просвещение, 2012. Комплект
Tип урока: комбинированный урок.
Ход урока
I. Организационный момент
Человек - существо социальное. Вся его жизнь протекает среди людей. Самочувствие человека, его удовлетворенность жизнью во многом определяется его положением в тех группах, в которых он существует. Именно они оставляют большой след в жизни человека. Что же они собой представляют?
Тема урока: «Социальные группы и их классификация».
В сильном классе предлагаю выполнить задание на составление сложного плана по заданной теме №28 (учащимся предлагается подготовить развернутый ответ по теме «Социальные группы и их классификация».. Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех
пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.) Поскольку учащиеся не могут выполнить данное задание полноценно, нет необходимых знаний, им предлагается разделить лист на две части: в левую они вносят формулировки пунктов простого плана, а справа, в конце уроков, они внесут дополнения, в том числе и подпункты.
ИЛИ учитель предлагает план сам.
Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Что такое «социальная группа»
2. Критерии социальных групп.
3. Признаки социальной группы
4. Функции социальной группы
а) Социализация;
б) Осуществления той или иной деятельности людей;
в) Удовлетворения потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;
г) Интегративная
5. Классификация групп.
А) Большие группы
Б) Малая группа.
В) Референтные группы.
II. Изучение нового материала
1. Что такое «социальная группа».
Итак, связующим звеном между человеком и обществом является СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА.
А какие ассоциации возникают у вас с этим термином. Техника «Ассоциации» (как вариант составление определения в парах) . Учитель зачитывает определение из словаря.
Социальная группа - это совокупность людей, имеющих общий социальный статус и выполняющих общественно необходимую функцию в структуре обществе» разделения труда. (Данный вариант задания, используемый в системе на уроках, позволяет качественно подготовить учащихся к выполнению задания №25 ЕГЭ)
Доход и др.
3. Признаки социальной группы.
Каждый индивид выделяет некоторое множество групп, к которым он принадлежит и определяет их как «мои». Это может быть «моя семья», «моя профессиональная группа», «моя компания», «мой класс». Для возникновения же группы необходимы определенные условия.
Класс устно работает с заданиями к документу «Принадлежность к группе» (учащиеся подчеркивают карандашом ответы непосредственно в тексте). Выполняются:
№21 - задание на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде, задание №22 -преобразующее воспроизведение и интерпретацию отдельных фрагментов и положений текста без привлечения контекстных знаний.
Прочитайте текст и выполните задания.
В тетрадь записываются признаки социальной группы:
- наличие внутренней организации;
- общая (групповая) цель деятельности;
- групповые формы социального контроля;
- образцы (модели) групповой деятельности;
- интенсивные групповые взаимодействия.
4.Функции социальных групп.
Существуют различные подходы к классификации функций социальных групп. Следует выделить такие функции групп:
- Социализации: только в группе человек может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений;
- Осуществления той или иной деятельности людей;
- Удовлетворения потребностей людей в одобрении, уважении и доверии;
- Интегративную
III.Первичное закрепление пройденного материала.
Работа с заданиями №23 к документу «Принадлежность к группе». №23 - задание на характеристику текста и интерпретацию содержания с опорой на собственные знания.
5. Классификация групп.
Как уже было сказано ранее, принадлежность к группе является значимой для человека. Он может входить сразу в несколько групп. Люди осознают пользу и преимущества таких объединений, поэтому более или менее тесно соединяются в группы и общности, достигая обычно существенного большего результата, чем при индивидуальных действиях.
В каждом обществе таких объединений множество.
Выделяются большие, средние и малые группы.
В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д.
К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).
К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности.
Среди всех социальных групп особое место занимают так называемые статусные группы - классы, слои и касты. Эти большие группы, возникшие на основе социального неравенства, обладают (за исключением каст) низким внутренним социальным контролем, который, тем не менее, может повышаться по мере осознания личностями своей принадлежности к статусной группе, а также осознания групповых интересов и включения в борьбу за повышение статуса своей группы. С уменьшением группы усиливается социальный контроль и увеличивается прочность социальных связей. Это происходит потому, что с уменьшением размера группы увеличивается число межличностных взаимодействий. Наиболее значимые в жизни человека группы - малые группы. С малыми группами человек связан с момента своего рождения. Именно здесь человек:
Получает информацию о мире;
Строит свои отношения с другими людьми;
Организует свою деятельность.
Через малую группу человек познает ценности и нормы, которые формируются в обществе. Именно поэтому это очень интересная тема. Рассмотрим ее.
Воздействие малой группы на человека
Класс делится на 2 группы. Одна из них предлагает аргументы в пользу позитивного воздействия на человека малой группы, вторая - негативного. (№24 - задание, требующие выражения своего собственного мнения и его аргументации).
Как вариант , можно поработать с заданием №24 к документу «Принадлежность к группе» и самостоятельно вычленить позитивное влияние группы в формировании «Я- концепции», а негативное записать совместно. Составляем таблицу
Позитивное |
Негативное |
|
|
Для более эффективной работы разобьемся на группы:
Группа 1 работает с п. 1 «Что такое "малая группа"» § 34.
Группа 2 работает с п.2 Виды малых групп § 34.
Группа 3 работает с заданиями ЕГЭ №21-24 документа «Типы социальных групп».
Вопросы и задания для группы 1
1. Что такое «малая группа»? 2. Какими характеристиками обладает малая группа?
3. Назовите главную характеристику малой группы.
4. Проанализируйте ее количественный состав.
5. Каким образом в группе возникают эмоциональные отношения?
6. Чем руководствуются группы в повседневной жизни?
7. Дайте характеристику малой группе как системы.
8. В чем особенности малой группы?
Доп.задание (если позволяет время) - 9. Лингвистический конструктор. Составьте схему «Что такое "малая группа?"»
Вопросы и задания для группы 2
1. Выделите и охарактеризуйте различные виды малых групп.
2. Составьте таблицу «Классификация малых групп».
Группа 3 работа с заданиями ЕГЭ №21-24 документа «Типы социальных групп».
Обсуждение.
IV.Первичное закрепление пройденного материала.
Задание ЕГЭ №25 на закрепление материала. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «Малая группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о малой группе.
6. Социальные группы в современном обществе.
Особенностью социальных групп в странах с развитой экономикой в настоящее время является их мобильность, открытость перехода из одной социальной группы в другую. Сближение уровня культуры и образования различных социально-профессиональных групп приводит к формированию общих социокультурных потребностей и тем самым создает условия для постепенной интеграции социальных групп, систем их ценностей, их поведения. В результате можно констатировать обновление и расширение самого характерного в современном мире - среднего класса.
V. Закрепление изученного материала.
Работа с тестом. Самоконтроль. Ответы на слайде либо на доске.
VI. Итог урока. Таким образом, несмотря на то, что реальное общество со-ставляют люди, отдельные индивиды, подлинными субъекта-ми общественных отношений являются социальные группы.
VII. Инструктаж по выполнению Д/З.
Обязательная часть: выучите § 34, выполните задания.
Дополнительная часть на выбор:
Задание №27 : раскройте на трех примерах многообразие критериев выделе-ния социальных групп.
Задание №29: напишите эссе по предложенному ниже высказыванию, изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы. Приведите необходимые аргументы для обоснования своей позиции. Выполняя задание, используйте знания , полученные при изучении
курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
«Статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода условностей» (М.Вебер)
Литература.
Учебник / Под ред. Боголюбова Л Н., Лазебниковой А.Ю. Обществознание. Профильный уровень. 11 кл.- Просвещение, 2011. Комплект
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 10 класс: Профильный уровень. К учебнику "Человек и общество. Обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой.М.: ВАКО, 2008.
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 11 класс: Профильный уровень. - М.: ВАКО, 2009
Радугин А. А., Радугин К. А. Социология.— М., 1995. Социология/Под ред. Э. В. Тадевосяна.— М., 1995.
ЕГЭ-2015. Обществознание. Самое полное издание типовых вариантов заданий для подготовки к ЕГЭ. Сергей Владимирович Шевченко, П. А. Баранов Издательство: АСТ.М:2015
ЕГЭ -2014 . Обществознание . Самое полное издание типовых вариантов заданий. Котова О.А., Лискова Т.Е. Издательство: АСТ.М:2014
Приложения.
Прочитайте текст и выполните задания ЕГЭ №21-22.
Принадлежность к группе.
В социальной психологии под группой понимается двое или более ин-дивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в опреде-ленной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы… На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом…
Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Преж-де всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или со-циальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, пережи-вании чувства принадлежности; Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Пона-чалу вы бы не возражали прочив этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.
Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осу-ществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить зада-чи, с которыми одному человеку не справиться… Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном слу-чае были бы для нас недоступны…
Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью «Я - концепции». И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым чело-век смог присоединиться, тем больше укрепляется его «Я-концепция».
21. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.
23. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.
Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.
Типы социальных групп.
Референтная группа - социальная группа, на которую индивид ориентирует свое поведение. В качестве референтной группы могут выступать различные социальные общности - от семьи до класса. Как правило, референтной группой становится та, к которой индивид принадлежит сейчас, принадлежал ранее или хотел бы принадлежать. При этом группы делятся на два типа - "компаративные", то есть представляющие стандарт, своеобразное мерило, с помощью которо-го личность оценивает себя и других, и "нормативные", играющие роль регулятора поведения. Теория "нормативной" группы рассматривает референтные группы как любые коллективы, ре-альные или воображаемые, с которыми индивид соотносит свое поведение и будущее. В теории же Дж. Мида, человек, стремясь обрести внутреннее единство, соотносит себя с определенной социальной группой, которая и будет выполнять для - него роль референтной группы.
(Современная западная социология. М., 1990)
21. Укажите любые два из приводимых в тексте толкования референтной группы.
23. Опираясь на знание курса, укажите социальную проблему, которая возникает при несовпадении группы, к которой человек принадлежит, и его референтной группы.
24. Приведите три примера референтной группы и ее влияния на личность.
Тест.
1. Верны ли следующие суждения о социальных группах? А. Любая социальная группа - это коллектив непосредственно взаимодействующих друг с другом людей.
Б. Одним из критериев различения в обществе больших социальных групп является размер богатства и форма получения дохода.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2. Наличие в обществе различных социальных групп - это проявление:
1) социальной несправедливости;
2) социального неравенства;
3) общественного престижа;
4) социальной стратификации.
3. И семья, и коллектив сотрудников являются:
1) социальной стратой;
2) общественным институтом;
3) этнической общностью;
4) малой группой.
4. Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. В формальных группах могут складываться отношения, ха-рактерные для неформальных групп.
Б. Социальные группы всегда возникают объективно, неза-висимо от сознания людей.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
5. Установите соответствие (социальные группы — критерий): к каждой позиции столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите буквы без пробелов и других символов).
10. Социальная общность, положение и поведение отдельных членов которой регламентируется нормативными документами, называется
- малой группой
- большой группой
- формальной группой
- референтной группой
Темы планов по разделу «Социология»
Социальная стратификация и ее типы.
Социальные общности и группы.
Молодежь и ее роль в современном обществе.
Социальный статус и социальная роль.
Социальный статус и социальная мобильность .
Социальная мобильность и ее виды.
Социальный контроль и его виды.
Социальные нормы и социальные санкции.
Отклоняющееся поведение.
Семья и ее роль в обществе.
Нации и национальные отношения.
Социальный конфликт и пути его разрешения
С8.6.1.
«Социальная стратификация и ее типы»
Понятие о социальной стратификации./ Социальная стратификация – способ деления общества на группы по различным основаниям. Функции социальной стратификации: а) упорядочение общественной жизни; б) организация людей в группы; в) социализация личности и ее поддержка. 3) Типы социальной стратификации: а) кастовый; б) сословный; в) социально-классовый; г) по стратам. 4) Критерии социальной стратификации: а) доход (низший класс, средний класс, высший класс); б) образование (с начальным, средним, высшим); в) место жительства (горожане, провинциалы, селяне); г) профессиональная деятельность (инженеры, учителя, ученые и пр.); д) этническая принадлежность и т.д. 5) Особенности социальной стратификации в современном обществе. |
|
|
|
Максимальный балл |
С8.6.2.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные общности и группы»
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. |
|
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: Понятие о социальных группах и общностях./ Социальная общность - совокупность людей, объединенная условиями и целями жизнедеятельности. Разновидности социальных общностей: а) номинальные общности; б) массовые общности; в) аудитория; г) социальные круги. 3) Признаки социальных групп: а) устойчивость состава; б) продолжительность существования; в) определенность состава и границ; г) общая система ценностей и норм; д) осознание своей принадлежности к группе каждым индивидом. 4) Классификация групп: а) по характеру связей (формальными и неформальными); б) по уровню взаимодействия внутри группы (первичные и вторичные); в) по объему (большие и малые); г) в зависимости от пола и возраста (демографические) и т.д. 5) Групповая сплоченность и дифференциация. 6) Специфика формирования и взаимодействия социальных групп в современной России. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. |
|
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. |
|
Отдельные
пункты плана не отражают содержание
темы. Структура ответа соответствует
плану сложного типа. |
|
Максимальный балл |
С8.6.3.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Молодежь и ее роль в современном обществе» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. |
|
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: Молодежь – особая социальная группа. Границы молодежного возраста, важнейшие этапы взросления: а) подростки (тинейджеры) – 16 – 18 лет; б) молодежь - от 18 до 24 лет; в) молодые взрослые – от 25 до 30 лет. 3) Особенности молодежного возраста: а) стремление к освоению новых социальных ролей; б) максимализм, конфликт с ценностями старшего поколения; в) стремление к переустройству мира (мессианский комплекс); г) позитивное и органичное восприятие инноваций; д) психологическая неустойчивость, поиски себя, кризис идентичности. 4) Специфика молодежной субкультуры: а) молодежная мода; б) молодежная музыка и кино; в) молодежный сленг; 5) Основные проблемы современной российской молодежи: а) сокращение численности молодежи в структуре населения; б) рост молодежной безработицы и падение престижа в обществе ряда профессий; в) ухудшение состояния здоровья молодого поколения. 6) Государственная молодежная политика в РФ. 7) Возрастание роли молодежи и молодежных движений в современном мире. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. |
|
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. |
|
Отдельные
пункты плана не отражают содержание
темы. Структура ответа соответствует
плану сложного типа. |
|
Максимальный балл |
С8.6.4.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный статус и социальная роль» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. |
|
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: а) место жительства; 4) Связь социального статуса и социальной ролью. 5) Структура ролевого набора личности: а) роли в семье; б) роли в малом социуме; в) роли в профессиональной деятельности; г) роли в гражданской деятельности и т.д. 6) Преобладание достигаемых статусов в современном обществе. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. |
|
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. |
|
Отдельные
пункты плана не отражают содержание
темы. Структура ответа соответствует
плану сложного типа. |
|
Максимальный балл |
С8.6.5.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный статус и социальная мобильность» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. |
|
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: Понятие о социальном статусе./ Социальный статус – характеристика положения человека в обществе. Признаки социального статуса: а) место жительства; б) уровень образования и профессия; в) стиль поведения и одежды и т.д. 3) Основные виды социальных статусов: а) предписанный (заданный, врожденный); б) достигаемый (приобретенный). 4) Социальная мобильность – процесс изменения статуса. 5) Проявления социальной мобильности: а) вертикальная мобильность (предполагает изменение статуса); б) горизонтальная мобильность (без изменения статуса). 6) Высокий уровень социальной мобильности – характерная черта современного общества. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. |
|
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. |
|
Отдельные
пункты плана не отражают содержание
темы. Структура ответа соответствует
плану сложного типа. |
|
Максимальный балл |
С8.6.6.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальная мобильность и ее виды» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. |
|
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Социальная мобильность – процесс изменения человеком своего положения в обществе./ Понятие о социальной мобильности. 2) Социальная мобильность как характерный признак типа общества: а) общества с низким уровнем мобильности; б) общества с высоким уровнем мобильности. 3) Основные каналы социальной мобильности (социальные лифты): а) семья; б) система образования; в) профессиональная деятельность; г) государственная служба и пр. 4) Проявления социальной мобильности: а) по направленности (вертикальная мобильность (предполагает изменение статуса) и горизонтальная мобильность (без изменения статуса)); б) по составу (индивидуальная и групповая). 5) Карьера как один из видов социальной мобильности. 6) Миграционные процессы – разновидность социальной мобильности в современном обществе. 6) Особенности процессов социальной мобильности в современной РФ. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. |
|
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. |
|
Отдельные
пункты плана не отражают содержание
темы. Структура ответа соответствует
плану сложного типа. |
|
Максимальный балл |
С8.6.7.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный контроль и его виды» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. |
|
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о социальном контроле./ Социальный контроль – совокупность способов воздействия общества на поведение личности и групп. 2) Признаки социального контроля: б) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение; в) коллективное осуществление контроля. 3) Функции социального контроля: а) регулятивная (регулирование жизни людей); б) охранительная (сохранение существующих в обществе ценностей и идеалов); в) стабилизирующая (обеспечение поведения людей в стандартных ситуациях). 4) Элементы социального контроля: а) социальные нормы; б) социальные санкции. 5) Виды (круги) социального контроля: а) формальный контроль посредством правовых норм; б) неформальный контроль посредством моральных норм, обычаев, нравов; в) социальный контроль в профессиональной деятельности; г) социальный контроль в семье и частной жизни; 6) Неразрывная связь внешнего контроля и самоконтроля, осуществляемого личностью. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. |
|
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. |
|
Отдельные
пункты плана не отражают содержание
темы. Структура ответа соответствует
плану сложного типа. |
|
Максимальный балл |
С8.6.8.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальные нормы и социальные санкции» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. |
|
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о социальных нормах./ Социальные нормы – правила поведения, принятые в обществе. 2) Функции социальных норм: а) координация деятельности людей; б) освоение правил жизни в обществе молодому поколению; в) выступают в качестве характерных признаков групп. 3) Виды социальных норм: а) моральные нормы; б) правовые нормы; в) обычаи и традиции; г) ритуалы, церемонии; д) нормы этикета. 4) Социальные санкции – меры воздействия общества на личность: а) по предъявлению (формальные и неформальные); б) по отношению к личности (позитивные, негативные). 5) Сложность сочетания различных норм и санкций в современном обществе. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. |
|
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. |
|
Отдельные
пункты плана не отражают содержание
темы. Структура ответа соответствует
плану сложного типа. |
|
Максимальный балл |
С8.6.9.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Отклоняющееся поведение» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. |
|
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие об отклоняющемся поведении./ Девиантное поведение – поведение, отклоняющееся от общепринятых норм. 2) Причины девиантного поведения: а) влияние семьи и семейного воспитания; б) наличие особенных способностей и талантов; в) кризисные явления в обществе; г) проблемы социализации молодежи. 3) Виды девиантного поведения: а) позитивное; б) негативное. 4) Реакция общества на различные проявления социальной девиации. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. |
|
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. |
|
Отдельные
пункты плана не отражают содержание
темы. Структура ответа соответствует
плану сложного типа. |
|
Максимальный балл |
С8.6.10.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Семья и ее роль в обществе» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. |
|
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Семья – первичная ячейка общества./ Семья – институт воспроизводства и развития общества. 2) Свойства семьи как малой группы: а) наличие кровнородственных или брачных связей; б) совместное ведение домашнего хозяйства, бытовые отношения. 3) Основные функции семьи: а) репродуктивная; б) досуговая; в) социально-статусная; г) хозяйственная; д) эмоционально-психологическая; е) воспитательная. 4) Формы семьи: а) по составу (нуклеарная, поколенная, полная, неполная); б) по характеру взаимоотношений между членами (традиционная (патриархальная), партнерская (демократическая)). 5) Тенденции развития семьи в современном обществе: а) равномерное распределение прав и обязанностей в семье; б) изменение традиционных гендерных ролей в семьях; в) увеличение числа ранних браков и их распад; г) утрата прежних традиций, праздников и авторитета взрослых членов семьи; д) рост числа разводов и сексуальное раскрепощение; е) увеличение занятости женщины вне семьи, интересов членов семьи, не связанных с семейной жизнью. 6) Особенности развития семьи в современной России. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. |
|
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. |
|
Отдельные
пункты плана не отражают содержание
темы. Структура ответа соответствует
плану сложного типа. |
|
Максимальный балл |
С8.6.11.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Нации и национальные отношения» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. |
|
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Этнические группы в структуре общества./ Нации – особая разновидности этнической группы. 2) Признаки этноса: а) наличие территории проживания; б) общность языка, традиций, обычаев; в) общность исторического и социокультурного опыта; г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности. 3) Разновидности этнических групп: а) род и племя; б) народность; в) нация; 4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений: а) межнациональная интеграция; б) межнациональная дифференциация. 5) Демократические принципы межнациональных отношений: а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества; б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций; в) право граждан на определение своей национальной принадлежности; г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе; д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности. 6) Межнациональные отношений и национальная политика в современной России. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. |
|
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. |
|
Отдельные
пункты плана не отражают содержание
темы. Структура ответа соответствует
плану сложного типа. |
|
Максимальный балл |
С8.6.12.
Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Социальный конфликт и пути его разрешения» . Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
При анализе ответа учитываются: – корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; – соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа. |
|
Один из вариантов плана раскрытия данной темы: 1) Понятие о социальном конфликте./ Социальный конфликт –столкновение интересов личностей и групп. 2) Основные причины возникновения конфликтов: а) неблагоприятные условия работы; б) неудовлетворенность оплатой труда; в) психологическая несовместимость людей; г) различие существенных интересов и принципов; д) перераспределение влияния в группе или между группами; е) идеологические разногласия (политические и религиозные), ж) несправедливое распределение ценностей (доходов, знаний, информации, благ). 3) Виды социальных конфликтов: а) внутриличностный или личностно-ролевой (столкновение происходит в душе самого человека); б) межличностный (разногласия возникают между двумя или более членами группы); в) межгрупповой - в борьбу втягиваются группы людей, каждая из которых имеет собственные интересы и цели. г) конфликт принадлежности - человек входит в две группы, которые конкурируют между собой. д) конфликт с внешней средой - неприятие государственных организаций, законов, норм, правил, традиций и обычаев. 4) Стадии развития межгруппового конфликта: а) постепенное усиление участников конфликта за счет введения новых сил; б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации; в) повышение конфликтной активности участников, вовлечение новых лиц; г) нарастание эмоциональной напряженности; д) изменение отношения к проблемной ситуации или конфликту в целом. 5) Конструктивные и деструктивные способы разрешения конфликтов. 6) Повышение социальной культуры, готовность к переговорному процессу и компромиссу – ведущие способы разрешения конфликтов в современном мире. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме. |
|
Формулировки пунктов плана корректны и отражают содержание темы. Структура ответа соответствует плану сложного типа. |
|
Отдельные
пункты плана не отражают содержание
темы. Структура ответа соответствует
плану сложного типа. Социальная ... Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Казанский государственный медицинский университет Кафедра истории, философии, социологии и политологии Социология (Учебный комплекс)Учебный комплекс64 Тема 6. Социальная стратификация в обществе Понятия «социальная структура» и «социальная стратификация » Исторические типы социальной стратификации . Теории социальной стратификации (К.Маркс, М.Вебер, Т.Парсонс) Социальная мобильность и ее ... Программа дисциплины «Социальная структура мира» для направления 080100. 68 «Экономика»Программа дисциплины... планом университета по направлению... экономики «развития») и социологии социальной стратификации , с элементами политологии и... Раздел 1. Методология анализа социальной структуры Тема 1. Введение. Теория социальной структуры и социальной стратификации ... Программа дисциплины «Социология потребления и финансового поведения населения» для направления 040100. 62 «Социология» подготовки бакалавра Авторы программыПрограмма дисциплиныТеориях социальной стратификации 4 2 2 10 Теории новых типов обществ в социологии ... план раздела 2 учебной дисциплины Наименование тем и разделов ... по разделу 2 = эссе * 0,4 + домашняя работа * 0,6 Содержание дисциплины Тема ... ее социологической, а социологи ... Рабочая программа социология Код дисциплины по учебному плану: «Социология» Для студентов направления 080200. 62 «Менеджмент»Рабочая программа... социальных наук Кафедра социальной философии и социологии РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Социология Код дисциплины по учебному плану : Б1. Б5. «Социология ... кумулятивная социальные группы.6.Социальная мобильность. 27.Социальная стратификация и причины ее ... |