Социальная мобильность. Каналы социальной мобильности. Социальная мобильность и ее каналы Новые каналы социальной мобильности

В обществах с открытой системой стратификации существуют установившиеся каналы социальной мобильности. Например, получение высшего образования - простейший и достаточно верный канал, перемещаясь по которому человек из необразованной семьи может повысить свой статус и получить возможность заниматься

квалифицированным престижным трудом. Девушки, стремящиеся выгодно выйти замуж, пытаются воспользоваться другим каналом мобильности - повысить свой статус через брак. Служба в отдаленных или опасных местах является каналом мобильности для военных, потому что позволяет быстро дослужиться до высоких званий.

В закрытых системах тоже существуют свои - очень тесные - каналы мобильности. Например, судьба Золушки из сказки Ш. Перро или крепостной актрисы Жемчуговой, ставшей графиней Шереметевой, говорит о том, что изредка были возможны головокружительные прыжки благодаря межсословному браку. Другим каналом могла быть духовная карьера. Например, великий философ кардинал Николай Кузанский родился в бедной рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел высокий социальный статус, примкнув к высшему сословию. В царской России получение высшего образования автоматически влекло за собой получение личного дворянства.

Принадлежность к доминирующему классу во многом определяется наличием семейного капитала в различных формах, таких как крупные финансовые и промышленные предприятия, сеть экономических, политических, социальных и семейных отношений, привилегированный доступ к средствам культуры и т.д. Члены доминирующего класса чаще всего заключают браки между собой, учатся в одних школах и престижных университетах, входят в одни и те же административные советы на предприятиях и т.д. Именно эти три основных элемента - значительное экономическое наследство, широкий круг отношений и существенная семейная поддержка - обеспечивают наличие политической и экономической власти у господствующих классов. Например, Д. Берто отмечает присутствие финансовой олигархии во Франции - ограниченного числа семей, которые владеют фантастическими богатствами и имеют огромную власть во французском обществе. Эти люди связаны друг с другом деньгами и родством. Специалисты по истории банковского дела и олигархии указывают, что в течение более 200 лет (с момента государственного переворота, приведшего к власти в 1799 г. Наполеона Бонапарта и финансировавшегося основоположниками государства) во Франции деньги, а значит реальная политическая власть, находятся в руках одних и тех же семейств.

В современной ситуации бедные слои населения оказываются полностью исключенными из спектра возможностей получения качественного образования как основы дальнейшего жизненного успеха, а нуждающиеся и малообеспеченные лишь в редких случаях могут отдать детей в платные кружки или посещать платные курсы для взрослых. Основными потребителями платных образовательных услуг являются благополучные слои населения.

Иногда в подобной ситуации обвиняют самих малообеспеченных, которые просто не стремятся сделать все возможное, чтобы получить качественное образование. Однако данные последних социологических исследований опровергают подобные утверждения: основная масса не только малообеспеченных, но и бедных хотела бы получить качественное образование, но шансов на это у них гораздо меньше, чем у благополучных.

Большое влияние на социальную мобильность оказывают конъюнктура (обстановка кризиса или экономического роста) и структура общества.

Сегодня в России при декларируемом равенстве всех перед всеми каналы вертикальной мобильности для значительной части населения ограниченны, что соответствует сильной социальной дифференциации российского общества по экономическому и социальному признакам и росту социального неравенства. Внимание исследователей часто привлекает молодежь как наиболее мобильная социальная группа и будущее любого государства и общества. Мобильность и эффективность реализации жизненного потенциала молодежи зависит от того, насколько эффективна в обществе система мобильности и действенность каналов социальной мобильности.

Данные, полученные в ходе исследования «Молодежь России: социологический портрет», позволили ученым составить типологию российской молодежи:

  • инициативные - та часть молодежи, которая склонна участвовать в бизнесе, брать на себя предпринимательский риск, участвовать в гражданских и политических инициативах, становиться лидерами;
  • исполнительные - законопослушные «ведомые», предпочитающие участвовать в жизни общества как квалифицированные специалисты-исполнители;
  • спекулятивные - ориентированы на трудовую жизнь, но не за счет профессиональной конкуренции, а за счет «доходной» должности или вида деятельности;
  • социально зависимые - склонные исполнять посильную работу или функцию, не проявляя при этом индивидуальной инициативы и рассчитывая на социальную защиту и гарантии государства;
  • оппозиционные - те, кто пока не находит собственного места в общественных отношениях нынешней России и склонен к активному или пассивному социальному протесту;
  • анархические - настроенные индивидуалистично, скептически относящиеся к принципу законопослушания, склонные к маргинальному поведению (рокеры, скинхеды, фанаты);
  • пассивные - законопослушная, но пока окончательно не определившая своей жизненной траектории молодежь, которая свой жизненный выбор в итоге сделает под влиянием какого-то лидера общественного мнения (родные, друзья, средства массовой информации (СМИ), кумиры).

Эта типология отражает трансформационный характер развития российского общества, где молодежь вырабатывает собственные жизненные стратегии, которые определяются жесткой системой ограничения каналов социальной мобильности для большей части молодежи. В этих условиях повышается значимость таких индивидуальных факторов, как воля, энергия, талант, целеустремленность, предприимчивость, оптимизм, семейная среда и, конечно, удача.

Проблема социальной мобильности широко представлена в социологической литературе (П.Сорокин, П. Блау, Б. Барбер, Э. Гидденс, Дж. Голдторп, О.Д. Данкен, С.М. Липсет, Р. Бендикс, Р. Эриксон и др.; из российских – З.Т.Голенкова, Т.И. Заславская, В.И. Ильин, В.В. Радаев, Р.В. Рывкина, А.Ф.Филиппов, М.А. Шабанова, О.И. Шкаратан, М.Ф. Черныш и др.).

Работы П. Сорокина были первыми в этой области, но, по признанию Э. Гидденса, Сорокин применял примитивные методики, которые в настоящее время непопулярны в западной социологии, но, по нашему мнению, вполне приемлемы к анализу процессов социальной мобильности в постсоветском российском обществе именно потому, что оно с большим опозданием вступило на путь капитализации.

П. Сорокин определял социальную мобильность очень расширительно – как «любой переход индивида или социального объекта (ценности) из одной социальной позиции в другую. Более конкретное определение социальной мобильности дал Б. Барбер: «Социальная мобильность, направленная как вверх, так и вниз, имеет место тогда, когда мужчина – глава семьи (и своих ближайших родственников) занимает более высокое или более низкое положение, чем его отец, в структуре относительных рангов по каким бы то ни было из различных стратификационных измерений».

Различаются следующие формы социальной мобильности:

- горизонтальная (переход из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне) и вертикальная (перемещения из одного социального пласта в другой); она может быть как восходящей (социальный подъем), так и нисходящей (социальный спуск»): восходящая более характерна для выходцев из средних классов, нисходящая и иммобильность - для низших слоев (Д. Глас, Б. Барбер);

- интрагенерационная , или внутрипоколенческая (продвижение в карьере в течение всей трудовой жизни отдельного человека) и интергенерационная , или межпоколенческая мобильность (изменения социального статуса при переходе к следующему поколению);

- структурная (перемещения в связи с фундаментальными изменениями в структуре занятости) и неструктурная мобильность (для любых перемещения, не предполагающие подобных изменений);

- абсолютный (соотношение мобильных и иммобильных индивидов в пределах статусной позиции, например, фермеров и крестьян) и относительный (наличие неравенства жизненных шансов выходцев из различных слоев общества) типы мобильности.

В послеоктябрьский (1917 г.) период произошла кардинальная трансформация социальной структуры, в результате чего социальная мобильность стала чрезвычайно динамичной. Просоветская интеллигенция, придя на смену «буржуазным специалистам», пополнила свои ряды людьми менее образованными и менее компетентными, но лояльными новой власти. В данном случае мобильность вниз ранее позитивно привилегированных социальных групп была компенсирована восходящей мобильностью прежде негативно привилегированных групп. В 1917-1928 гг. путь от рабочих до ответственных работников прошли около 260 тысяч человек при общей численности рабочих в 1,7 млн. человек. Пополнение рабочего класса (среднегодовая численность рабочих возросла с 8,5 млн. человек в 1928 г. до 23,6 млн. человек в 1940 г.) происходило в основном за счет выходцев из села. «Новые рабочие» промышленных предприятий не обладали качествами, предъявляемыми производством индустриального типа. Оказавшись в непривычной для себя городской среде, отчужденные и от традиционной для них, и от новой городской культуры, они заполняли маргинальные социальные ниши.



В советском обществе социальные перемещения официально регулировались («ленинские призывы» в 1920-е гг., расширение «дружественной» рабочим и крестьянам «прослойки» - интеллигенции в 1930-е гг., подбор кадров определенных категорий согласно номенклатурным спискам, квотирование социального состава представительных органов власти всех уровней). К 1939 г. 950 тысяч рабочих и крестьян, вступив в партию, восполнили ряды новой советской интеллигенции (только за их счет численность последней выросла на 11%). В этот же период были созданы военные учебные заведения, рабфаки, различные краткосрочные курсы по подготовке руководящих партийных и советских кадров. В итоге к 1938 г. в стране уже насчитывалось около 13 млн. занятых умственным трудом. Численность студентов в советских вузах к 1940г. увеличилось до 812 тысяч человек. Советское общество было открытым для социального восхождения ранее негативно привилегированных групп. По данным социологических исследований, проведенных в интервале между 1924 и 1928 гг., из 5 тысяч ленинградских партийных «выдвиженцев» почти все были выходцами из рабочих (98%), две трети (68%) были членами большевистской партии, а половина из них до руководящей работы являлись неквалифицированными рабочими в возрасте от 30 до 40 лет, проработавшими на производстве более 10 лет.



По собранным нами материалам историй семейных династий, студентов ряда татарстанских вузов и средних специальных учебных заведений (Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева, Елабужский государственный педагогический институт, Нижнекамский муниципальный институт, Казанское педагогическое училище), в 1930-е гг. подвергались различным видам репрессий (раскулачены, высланы, расстреляны) близкие родственники у 10% студентов педагогического училища, у 11% студентов Нижнекамского муниципального института, у 19% студентов Казанского технического университета. По тем же данным, именно в советский период были реализованы практики восходящей мобильности, которые могли и не состояться, если бы не было послеоктябрьских (1917 г.) преобразований: у 25% студентов педагогического училища, 23% студентов Нижнекамского муниципального института, 24% студентов Елабужского педагогического института, 14,5% студентов технического университета близкие родственники выдвинулись на руководящие должности именно в годы советской власти (были руководителями предприятий, председателями колхозов, директорами совхозов, ответственными работниками или секретарями парткомов, райкомов, обкомов партии, сделали военную карьеру).

Все социальные преобразования и события истории страны так или иначе сказались на жизненных стратегиях людей. Для одних революционные (1917г.) преобразования предоставили большие возможности восходящей социальной мобильности, для других оказались решающими для социального снижения. Соответственно судьбы последующих поколений складывались либо достаточно удачно (получение высшего образования, успешная профессиональная карьера), либо, напротив, имела место нисходящая в сравнении с родителями социальная мобильность (семья была зажиточной – стала бедной; родители ориентировались на получение их детьми образования – у последних не было возможности учиться. Складывались и другие жизненные ситуации с противоположными характеристиками).

Факторами таких практик социальной мобильности стали революция, гражданская война, В историях семейных династий указывались обстоятельства, когда одни воевали на стороне Красной армии, другие были белогвардейцами; одни были батраками, другие - кулаками и репрессированными). Во всех историях семейных династий образование выступает одним из определяющих факторов социальной (как восходящей, так и нисходящей) мобильности в советский период). При этом для деревенских жителей старшего поколения была характерна преимущественно нисходящая социальная мобильность.

В российском обществе постсоветского периода прежние институты социальной мобильности перестали действовать, потоки социальных групп устремились вниз по общественной лестнице; утратили свое значение старые критерии социального продвижения; образование перестало играть значимую роль; возникли новые субъекты либерализирующейся экономики. Восходящую социальную мобильность по такому индикатору, как имущественное положение, совершил верхний слой общества, к которому Т.И. Заславская относит правящую политическую элиту (руководители основных ветвей федеральной власти, распорядители государственных финансовых и материальных ресурсов, губернаторы, мэры больших городов, руководители крупнейших акционерных предприятий с участием государства, высокопоставленные военные), олигархические слои (собственники крупного и сверхкрупного капитала), противоправные группы (субъекты экономической преступности).

Социальная мобильность российских экономических элит определялась их предшествующей позицией в социально-профессиональной структуре этакратического общества. Рабочие стали массовой непривилегированной частью общества, закрепив за собой статус самовоспроизводящейся социальной группы, для которой высшее образование, один из важнейших социальных лифтов, оказалось недоступным. Экономические реформы «спустили» на нижние ступени социальной иерархии и «владельцев знаний», поскольку идеологами либерализации экономики делалась ставка на «владельцев капитала, собственности».

Ни одна социальная группа не претерпела такой спонтанной мобильности в начальный период социально-экономических преобразований, как лица интеллектуальных профессий: часть интеллигенции внедрилась в элиту (сначала выступив в качестве обличителя номенклатуры и ее привилегий, в последующем определенная ее часть успешно освоила образ и стиль жизни этой привилегированной страты, достигнув ее уровня жизни); другая ее часть перешла в сферу предпринимательства (в ее лице экономика получила наиболее активных «рыночников», способных профессионально вести бизнес); многие представители интеллектуальных профессий занялись несвойственной им деятельностью, уходя из профессии; массовая же часть данной социальной группы занята низкооплачиваемой работой на предприятиях и в учреждениях с бюджетным финансированием.

Наиболее готовой к восходящей социальной мобильности в трансформирующемся обществе оказалась новая социальная группы - предприниматели. Сильное влияние гедонистических ценностей на мотивацию их действий (демонстрация потребительской практики) способствовало стигматизации предпринимателей в качестве «новых русских»; социальное восхождение данной группы в 1990-е гг. было недостаточно легитимно.

Вертикальная (как восходящая, так и нисходящая) мобильность проходит по различным каналам социальной циркуляции. Термин «социальная циркуляция» введен в научный оборот П. Сорокиными и, на наш взгляд, незаслуженно выпал из научного оборота. При вертикальной мобильности между слоями должны присутствовать «мембраны», «отверстия», «лестницы», «лифты», «пути», по которым позволительно индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой.

П. Сорокин называл семь главных каналов социальной циркуляции – армия, церковь, школа, политические, экономические и профессиональные группы, семья .

1) Армия. Служба в армии в советский период обеспечивала определенные льготы при поступлении в вуз, при профессиональном переобучении после армии, для миграций, связанных с организованным набором рабочей силы. Это был мощный институционализированный канал социальной циркуляции для тех, кто не мог иначе повысить свой социальный статус (поступление в военное училище и пополнение офицерского корпуса было престижно; получение военного образования являлось предпосылкой для дальнейшей восходящей социальной мобильности молодых военнослужащих).

В настоящее время армия еще не стала каналом восходящей социальной мобильности, что находит и эмпирическое подтверждение (по расчетам социологов, только 6% молодежи готова служить в армии).

2) Конфессиональные институты. В советский период духовный сан в качестве социального статуса не был привлекателен для молодежи и наиболее образованной части общества ввиду осуществлявшейся идеологической травли религии, поэтому конфессиональные институты не были каналом восходящей мобильности. В российском обществе указанные институты испытывают интеллектуальное омоложение и обновление (например, редактор газеты «Церковный вестник» С. Чапнин - бывший хиппи, выпускник факультета журналистики МГУ, 1968 г. рождения; протоиерей В. Чаплин, выходец из профессорской семьи, 1968 г. рождения; архиепископ Иоанн, бывший преподаватель Новосибирского университета, 1960 г. рождения; диакон, бывший преподаватель МГУ А. Кураев, 1963 г. рождения; о. Иоанн, бывший актер и сценарист И. Охлобыстин, 1966 г. рождения; редактор православного журнала С. Легойда - преподаватель МГИМО, кандидат политических наук, 1973 г. рождения). В настоящее время пятая часть московских священников являются выпускниками МГУ, а около половины духовенства Московской области - достаточно образованными людьми 1970-1980 гг. рождения.

С повышением уровня религиозной культуры общества конфессиональные институты превращаются в престижную сферу профессиональный деятельности.

3) Образование . Институт образования и в советском обществе был «лифтом, идущим вверх». В советский период жестко действовал закон о всеобщем среднем образовании. Широкая сеть СПТУ, ПТУ обеспечивала и получение конкретной рабочей специальности, которая помогала в выборе жизненных перспектив, при устройстве на работу. В настоящее время численность профессионально-технических специалистов сильно сокращена, а возможности восходящей мобильности у массовой части общества ограничены. Социальная среда обучения в российских школах все более дифференцируется, что позволяет констатировать усиление стратифицирующей роли школы. В этом отношении был прав П. Сорокин, утверждавший, что всеобщее образование не только не устраняет умственных и социальных различий, а лишь усиливает их, и что школа, даже самая демократическая («если она правильно выполняет свою задачу») является механизмом «аристократизации» и стратификации общества, а не «выравнивания» и эгалитаризации. П. Сорокин называл школу «социальным элеватором», первичным тестирующим, селекционирующим институтом.

4) Политика . Этот канал социальной циркуляции действовал безотказно в советский период - путь в руководящие должности пролегал через членство в КПСС. Работа в партийно-советских органах более низшего уровня также давала шансы продвижения вверх, обеспечивала нужными общественными связями. Дети руководителей партийно-советских органов имели повышенные шансы восходящей мобильности - политическое участие обеспечивало продвижение по социальной иерархии не только одному поколению данной семьи. Важным фактором социальной мобильности являлось занятие руководящих должностей в исполнительных органах власти. Роль представительных органов власти была девальвирована; депутатство в сельском, районном или областном советах лишь в незначительной мере способствовало восходящей социальной мобильности. В жизни животновода, сельского механизатора или рабочего завода, являвшихся депутатами соответствующих советов ничего не менялось, хотя общественный статус формально за период депутатской деятельности повышался.

Альтернативность выборов в представительные органы власти, начиная с 1990-х гг., открыла шлюзы вышеназванного канала социальной циркуляции, через которые устремилась к власти как к средству достижения успеха и самореализации самая амбициозная часть столичного населения и в некоторой мере – населения других крупнейших городов.

Для населения малых городов и села этот канал циркуляции почти закрыт.

5) Экономика. «Обогащающиеся» организации – коммерция, землевладение, добыча нефти, газа, производство автомобилей, бандитизм и т.п., как писал П. Сорокин, всегда выполняли роль канала подъема или падения в вертикальной социальной лестнице («накопление богатства – один из самых простых и действенных способов социального продвижения»). Богатство независимо от социального происхождения и источников его приобретения и в настоящее время является «простым и действенным способом социального продвижения». Однако у массовой части общества масштабы наследуемого богатства и стартового капитала незначительны. Имущественная дистанция между столичным и провинциальным населением в этом направлении имеет тенденцию к удлинению. Вероятность открыть свой бизнес, обеспечить своих детей стартовым капиталом для социального восхождения выше в столичных и других крупных городах, чем в малых городах и селе.

Для основной части жителей села, поселков городского типа практически закрыты не только традиционные каналы социального восхождения, но и предпринимательская деятельность. Фермерство в селе развивается с большими трудностями; доходы населения малых городов и села от продажи на рынках выращенной домохозяйством сельскохозяйственной продукции носят ситуативный, сезонный характер.

6) Профессиональные группы. Профессиональная принадлежность в любом обществе является одним из важнейших факторов социальной мобильности. Чем выше социальный статус индивида в социально-профессиональной структуре, тем выше его статус во всех остальных измерениях неравенства. В советском обществе профессиональные достижения для социального восхождения играли меньшую роль, более значимой была принадлежность к партийно-номенклатурным позициям; профессиональная мобильность была ограничена; существовали определенные квоты для выходцев из семей рабочих и крестьян, «допускающие» в достаточно престижную профессию, сейчас эти квоты сняты. «Допуск» в престижную профессию блокируется другими (финансовыми) механизмами. Усилились хаотические перемещения людей из одной профессиональной сферы в другую (из-за неудовлетворенности материальным вознаграждением труда, сокращений рабочих мест). Однако если в западных обществах эти перемещения преимущественно связаны с личным выбором индивида (смена прежней профессии на другую соответственно способностям и призванию), то в период становления новых экономических отношений у значительной части людей профессиональная мобильность была связана с материальным фактором.

Значимость социально-профессионального статуса в настоящее время усиливается (чем выше социально-профессиональный статус, тем выше вероятность попадания в среднедоходные социальные группы).

Что касается пространственной специфики, то наибольшими жизненными шансами стать представителями высокодоходных и престижных социальных позиций обладают жители столичных и других крупных, а также промышленно развитых средних городов. Вероятность остальных (жителей малых городов, поселков городского типа и села) пополнить средний слой социальной иерархии мала. Эмпирически подтверждается опредляющее влияние социально-территориальной структуры на жизненные шансы людей и социальную мобильность.

7) Семья. Она обеспечивает жизненный старт ребенка – его путь в образование и через него – на занятие соответствующих ступеней в социальной иерархии. «Семейный фон» в школьном образовании, как пишет Дж. Коулман, не является единым целым, он аналитически делится на три компонента – финансовый капитал, человеческий капитал, социальный капитал. Финансовый капитал приблизительно измеряется семейным богатством или доходом. Человеческий капитал, измеряемый приблизительно годами обучения, или образованием родителей, «представляет собой потенциал когнитивной среды ребенка, способствующий обучению, но он « может быть малоэффективным, если общение с детьми не является важной частью жизни детей, если человеческий капитал родителей используется исключительно на работе или в любом другом месте за пределами дома». Социальный капитал внутри семьи (отношения между детьми и родителями, а если имеются другие члены семьи, то и отношения между ними) отличается от каждого из них: « Если человеческий капитал, которым обладают родители, не дополняется социальным капиталом, воплощенным в отношениях в семье, то это не имеет большого значения для образовательного роста ребенка». При этом социальный капитал семьи функционирует не только в рамках семьи, но и за ее пределами, являясь «социальным товаром».

Э. Гидденс придерживается мнения, что даже в самых динамичных обществах «равенства возможностей» высшие позиции удается занимать немногим. Большинство достигших социальной вершины принадлежат к тем, кто имел стартовые преимущества: почти никто из богатых не начинал с нуля, значительная часть их использовала получение наследства или имела первоначальный капитал, который потом она увеличивала. В Великобритании, как отмечает Э. Гидденс, самый надежный способ разбогатеть – это родиться богатым .

Жизненные шансы детей в российском обществе зависят и от финансового, и от человеческого, и от социального капитала семьи и сужаются соответственно степени владения семьи указанными капиталами. Родители, обладающие высоким социальным статусом, в российских условиях обеспечивают широкие возможности своим детям достичь высших ступеней социальной лестницы – и своим состоянием, и самой семейной обстановкой, и эмоционально насыщенной установкой на социальное благополучие и успех, и инвестированием учебы своих детей в престижных учебных заведениях, и своими связями, способствующими успеху их детей в деловой карьере, и сознательным регулированием выбора друзей, брачных партнеров своими детьми, и созданием всех условий, увеличивающих свободное время матери для эмоционального общения со своими детьми (предоставляя ей роль домохозяйки или нанимая домработницу, репетиторов).

Семьи, где родители занимают нижние ступени социальной лестницы, уже способствуют тому, что и у их детей перспективы восходящей социальной мобильности будут ограничены. Такие семьи не имеют доступа к обучению своих детей в престижной школе, при низком уровне потребления не располагают соответствующими жилищными условиями для домашних учебных занятий, оплачивать услуги художественной, хореографической, музыкальной студий, спортивных секцийх, репетиторов по углубленному изучению иностранного языка или других учебных предметов. Дети из таких семей в основной своей массе могут рассчитывать лишь на иммобильность.

Как главную перемену социальной роли семьи в российском обществе постсоветского периода следует рассматривать тот факт, что семья стала действенным каналом распределения индивидов по стратам и внутри страт, их послешкольной селекции по социальным нишам.

Новые процессы в социальной мобильности населения в российском обществе имеют выраженную поселенческую специфику:

Прослеживается неравенство жизненных шансов провинциального населения в перспективах и стратегиях социальной мобильности; в депривированном положении по возможностям восходящей социальной мобильности находится сельское население:

Провинция в течение длительного времени будет нуждаться в «адресной» социальной политике - в расширении государственного инвестирования образовательной сферы в малых провинциальных городах и селе, в усиленной государственной поддержке образовательных потребностей провинциального населения:

Укрупнение малокомплектных сельских школ может привести к свертыванию образовательных практик в селе, если малоимущие семьи не будут иметь материального поощрения обучения своих детей с отрывом от семьи в базовой средней школе;

Есть необходимость вернуться к советской практике приема на бюджетной основе и по дифференцированному конкурсу в вузы из сельских школ и школ, находящихся в малых городах и селе, с последующим возвращением туда на работу выпускников вуза, а также приема в вузы вне конкурса и за счет госбюджета отслуживших в армии, призывавшихся из малых городов и села;

В существенной перестройке нуждается семейная политика. По имеющимся данным, каждая пятая российская семья в настоящее время не способна социализировать своих детей. Это значит, бремя социализации нового поколения будут нести общество, школа. Демографическая политика, ориентированная, из-за сокращения естественного прироста населения, на повышение рождаемости, если не будет подкрепляться дорогостоящими проектами материальной поддержки малоимущих семей, будет недостаточно эффективна для обновления интеллектуальных ресурсов провинции;

Важным фактором сокращения социальной этой дистанции между столичным и провинциальным населением является образование: «утечка мозгов», девальвация профессионализма, образования в период экономических реформ обеднила провинцию; почти прекратился туда приток талантливой молодежи; та часть молодежи, у которой имеются материальные или творческие шансы, предпочитает жить и работать либо в городах-административных центрах субъектов РФ, либо устремляется в столичные города; обучение в провинциальных филиалах вузов часто предполагает лишь получение диплома, а не требуемых для успешной профессиональной деятельности знаний;

Нужны национальные проекты, способствующие ослаблению территориального фактора социальной мобильности и в целом – социокультурной дистанции между «центром» и «периферией» страны.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Почему людей издревле волнует вопрос о равенстве? Возможно ли полное социальное равенство? В чем разница между неравенством, стратификацией и классовым делением? Выделите основные типы социального неравенства и теории, по-разному их трактующие.

2. Что такое социальная стратификация, социальная страта и социальный статус? Какие разновидности статуса Вы знаете? Что такое статусная несовместимость и статусная кристаллизация? Как соотносятся понятия социальной группы и страты, а также понятия социального неравенства и стратификации?

3. Раскройте понятие "социальная мобильность" и основные типы такой мобильности. Охарактеризуйте стратификацию в закрытом и открытом обществе.

4. Разберите понятия "социальная структура", "класс", "социальный слой". Какие препятствия для социальной мобильности существуют в открытом обществе? Что такое стартовые возможности и диспозиции личности? Рассмотрите их соотношение на примере фильмов «Москва слезам не верит», «Карнавал», «Интердевочка», «Лимита» или иного художественного произведения.

5. Проанализируйте различия между теориями классовой стратификации Маркса и Вебера, а также общность и отличия их подхода к бюрократии. Чем отличаются друг от друга ленинская и сталинско-брежневская концепции, а также западные (субъективные и объективные) трактовки стратификации? Объясните, в чем заключается практическая ценность теорий стратификации, влияет ли классовая принадлежность человека на его мировоззрение, убеждения и стиль жизни.

6. Сравните социальную структуру различных современных обществ. Раскройте тенденции развития структуры общества в РФ. Каковы каналы социальной мобильности являются основными в России. Чем различаются восходящая и нисходящая мобильность в советском обществе, с одной стороны, и в современном российском, с другой. Обоснуйте свою позицию по вопросу о том, какой социальный слой играет господствующую роль в российском обществе: буржуазия, чиновники или интеллигенция, – и почему решающие позиции в бизнес-слое занимают выходцы из номенклатуры и криминалитет. Кого можно отнести к российской и региональной элите?

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:

Социальное неравенство, эйджеизм, сексизм и депривация. Социальная стратификация, страта, предписанный и достижимый статус, статусная несовместимость и кристаллизация, закрытое и открытое общество, социальное закрытие. Каста, сословие, рабство, варна, класс. Стартовые возможности и личные диспозиции. Типология социальных структур, бюрократия, власть, высший, средний и низший классы. Виды социальной мобильности.

Самое полное для своего времени описание каналов вертикальной мобильности дано П. Сорокиным. Только он их называет каналами вертикальной циркуляции. Он считает, что поскольку вертикальная мобильность в той или иной степени существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные отверстия, лифты, мембраны, но которым индивиды перемещаются вверх и вниз.

Особый интерес представляют социальные институты – армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции (рис. 13.6).

Армия функционирует в качестве канала не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захватывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Рис. 13.6.

Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и тысячи других командующих достигли самого высокого положения благодаря армии.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII – сын плотника. П. Сорокин изучил биографии 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 – из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

Помимо восходящего, церковь была каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. США и СССР относятся к обществам, где школы доступны всем его членам. В таком обществе социальный лифт движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

США и СССР – самый яркий пример того, как можно добиться впечатляющих успехов, стать великими индустриальными державами мира, придерживаясь противоположных политических и идеологических ценностей, но в одинаковой степени обеспечив своим гражданам равные возможности получить образование.

Британия представляет другой полюс, на котором привилегированные школы доступны только высшим слоям населения. Социальный лифт короткий – он движется только по верхним этажам социального здания.

Социологический практикум

Каким образом школа или университет могут выполнять функцию социального лифта? Приведите несколько примеров из окружающей жизни.

Пример "длинного лифта" представляет древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики независимо от их семейного статуса отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты. Под влиянием Конфуция правительство мандаринов слыло правительством китайских интеллектуалов, возвеличенных благодаря школьному "механизму". Образовательный тест играл роль всеобщего избирательного права.

Таким образом, китайская школа постоянно возвышала простых людей и препятствовала продвижению представителей высших слоев, если они не соответствовали требованиям. В результате служебные обязанности в правительстве выполнялись как надо, а должности занимались исходя из личных талантов.

Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они – один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV–XVIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же.

П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21% – банкира и биржевика, в 12% – торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, по титулованного партнера с богатым, но не знатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел.

Пример нисходящей мобильности мы находим в Античности. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина.

Даже примитивные общества были заинтересованы в том, чтобы ими управляли самые одаренные. Но как обнаружить врожденные таланты, если нет специальных методов и техники? Древние нашли очень простой способ. Путем эмпирического наблюдения они установили, что у умных родителей чаще рождаются умные дети, и наоборот. Тезис о наследовании качеств родителей прочно утвердился в сознании наших предков. Именно он лежит в основе запрета межкастовых браков. Чем ниже социальное положение, тем меньше добродетелей имеют родители и наследуют их дети. И наоборот. Так постепенно возник институт наследования социального статуса родителей детьми – рожденный в семье с высоким социальным рангом заслуживает также высокого ранга.

Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса. Происхождение из знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родители заботились о наилучшем воспитании детей, это стало обязательной нормой для аристократии. В бедных семьях родители не могли дать подобающего образования и воспитания. Любому обществу нужны гарантии. Их могли дать знатные семьи. Из них рекрутировалась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Социологический практикум

А в вашей семье как родители заботятся о наилучшем воспитании детей? Расскажите об этом.

Древние общества в большей мере заботились о стабильности семьи, ибо она для них одновременно и школа, и центр профессиональной подготовки, и производственное объединение, и многое другое. Когда семья стала терять свое значение, ореол святости, браки легко распадались, а разводы превратились в повседневное событие, обществу пришлось брать на себя все эти функции. Возникли школы вне семьи, производство вне семьи, обслуживание вне семьи.

Дети остаются в семье, только пока они несовершеннолетние. Фактически же они растут вне семьи. Утратилось значение чистоты крови, унаследованных качеств. Людей все больше начинают оценивать не по их семейному происхождению, а по личным качествам.

Кроме перечисленных, каналами вертикальной циркуляции выступают политические партии и профессиональные группы.

Анализ причин всегда влечет за собой вопрос, может ли индивид сам добиться повышения своего и влиться в состав социального слоя, расположенного выше его собственного на шкале обеспеченности и престижа. В современном обществе принято считать, что стартовые возможности всех людей равны и индивид непременно добьется успеха, если приложит соответствующие усилия и будет действовать целеустремленно. Часто эту мысль иллюстрируют примерами головокружительной карьеры миллионеров, начавших с нуля, и пастушек, превратившихся в кинозвезд.

Социальной мобильностью называется перемещение индивидов в системе с одного слоя на другой. Имеется по крайней мере две основные причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меняются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения образования, она не в состоянии проконтролировать естественное распределение талантов и способностей, поэтому высшие слои неизбежно пополняются за счет талантливых выходцев из низших слоев.

Социальная мобильность проявляется во множестве форм:

Вертикальная мобильность — изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Например, если автомеханик станет директором автосервиса, это проявление восходящей мобильности, но если автомеханик станет мусорщиком, такое перемещение будет показателем нисходящей мобильности;

Горизонтальная мобильность — изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

Например, если автомеханик получит работу слесаря, такое переметение будет означать горизонтальную мобильность;

Межпоколенная (интергенерационная) мобильность — выявляется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Исследования показывают, что значительная часть российского населения, возможно даже большинство, перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении;

Внутрипоколенная (интрагенерационная) мобильность — предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. Результаты исследований свидетельствуют о том, что многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность у большинства из них носила ограниченный характер. Перемещения на короткое расстояние являются правилом, а на большое — исключением.

Для открытых систем стратификации вертикальная мобильность — довольно обычное явление, если говорить не столько о головокружительных прыжках из низов в элиту, сколько о перемещениях шаг за шагом, на при мер, дед — крестьянин, отец — сельский учитель, сын переезжает в город и защищает диссертацию.

Сегодня в России каналы вертикальной мобильности при декларируемом равенстве всех перед всеми для многих слоев населения ограниченны, что соответствует сильной социальной дифференциации российского общества по экономическому и социальному признакам: весной 2006 г. 16 % россиян оценивали свой социальный статус в обществе как хороший, ровно столько же — как плохой, а остальные 68 % — считали его удовлетворительным. Не удивительно, что при опросе молодежи относительно ее основных жизненных опасений выявилось следующее (табл. 1): то, что всегда и во все времена ценилось выше всего, — любовь и дружба, в жестких условиях выживания для молодых россиян перестаю быть поводом для переживаний или опасений (а может, наша молодежь очень уверенно чувствует себя в личностной сфере).

Сильное социальное расслоение, характерное для современного российского общества (рис. 1), воспроизводит систему неравенства и несправедливости, в которой возможности самостоятельной жизненной самореализации и повышения социального статуса Офаниченны для большей части молодого поколения (рис. 2).

Таблица 1. Динамика различных опасений молодежи,%

Опасения в жизни

Не встретить любимого человека

Проблема с устройством на работу

Остаться без материальных средств к существованию

Опасения за свою жизнь и близких из-за роста преступности

Не суметь создать свою семью

Невозможность получить хорошее образование

Потерять работу

Боязнь ограничений со стороны государства, не позволяющих жить так, как хочется самому (самой)

Остаться без друзей

Рис. 1. Численность различных социальных слоев в российском обществе, %

Из ответов молодежи становится ясно, что молодые люди, высоко оценивая значимость личных качеств, умений, квалификации, четко понимают, что в России при устройстве на работу знакомства и связи играют очень важную роль. Отметим позитивный момент: по сравнению с ответами молодежи на данный вопрос в 1997 г. современная молодежь более оптимистична и уверена в своих силах и возможности самостоятельного успеха и мобильности по сравнению с молодежью, профессиональное становление которой пришлось на тяжелые 1990-е гг.

Рис. 2. Что в первую очередь помогает получить хорошую работу, по мнению представителей разных поколений россиян, (допускалось не более 3 ответов): 1 — молодежь (2007); 2- молодежь (1997); 3- старшее поколение (2007); 4 — старшее поколение (1997)

В закрытых системах социальная мобильность практически исключена. Например, в кастовых и сословных обществах социальную норму составляли десятки поколений сапожников, кожевников, торговцев, крепостных и в то же время — длинные генеалогические цепи знатных родов. Об однообразии такой социальной действительности свидетельствуют приведенные в исторических источниках названия улиц: улица лудильщиков, улица жестянщиков и т.д. Ремесленники не только передавали из поколения в поколение свой статус и профессию, но и жили все рядом.

Каналы социальной мобильности

В обществах с открытой системой стратификации существуют установившиеся каналы социальной мобильности. Например, получение высшего образования — простейший и довольно верный канат, двигаясь по которому человек из необразованной семьи может повысить свой статус и получить возможность заниматься квалифицированным престижным трудом. Девушки, стремящиеся выгодно выйти замуж, пытаются воспользоваться другим каналом мобильности — повысить свой статус через брак. Любой военный знает, что служба в отдаленных и опасных местах является каналом мобильности, потому что позволяет быстро дослужиться до высоких чинов.

В закрытых системах тоже существуют свои — очень тесные — каналы мобильности. Например, судьба Золушки из сказки Ш. Перро, крепостной актрисы Жемчуговой, ставшей графиней Шереметевой, говорят о том, что изредка были возможны головокружительные прыжки благодаря межсословному браку. Другим каналом могла быть духовная карьера: великий философ кардинал Николай Кузанский родился в бедной рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел высокий социальный статус, примкнув к высшему сословию. В царской России высшее образование автоматически влекло за собой получение личного дворянства.

Семейный капитал является важным фактором принадлежности к доминирующему классу. Он может иметь различные формы: крупные финансовые и промышленные предприятия, сеть экономических. политических, социальных и семейных отношений, привилегированный доступ к средствам культуры и т.д. Именно эти три основных элемента — значительное экономическое наследство, широкий круг отношений и существенная семейная поддержка — обеспечивают наличие политической и экономической власти у господствующих классов. Например, во Франции, отмечает Д. Берто, финансовая олигархия — ограниченное число семей — владеет и управляет фантастическими богатствами и имеет в обществе огромную власть. Эти люди связаны друг с другом деньгами и родством. Чаще всего члены доминирующего класса заключают браки между собой, учатся в одних и тех же школах или престижных университетах, входят в административные советы предприятий и т.д. Они не только стоят во главе экономики, но и
удерживают власть. Специалисты по истории банковского дела и олигархии указывают, что в течение последних 170 лет «во Франции деньги, а значит, и реальная политическая власть находятся в руках одних и тех же семейств с момента государственного переворота, приведшего к власти в 1799 г. Наполеона Бонапарта, переворота, который финансировался основоположниками государства». Чтобы быть в составе господствующего класса, лучше в нем родиться или заключить брак с представителем этого класса.

Специфика и важность социального капитала в российском обществе проявляются при анализе социального капитала, адекватное и эффективное использование которого является залогом успеха как молодых людей, так и всего общества.

Сравнительный анализ данных за последние 10 лет по овладению различными навыками в молодежной среде позволил сделать вывод о почти двукратном росте компьютерной грамотности, однако прошедшее время мало сказалось на увеличении распространенности практики вождения автомобиля или общения на иностранных языках — важных компетенциях в современном мире. При этом среди молодых людей сократилась популярность приобретения навыков вождения мотоцикла или пользования оружием (рис. 3).

Рис. 3. Динамика владения представителями российской молодежи различными навыками, %

Уверенность современной молодежи и се оптимизм проявляются в опенках своих жизненных перспектив и планов. В целом, как показали результаты исследования Института социологии РАН, проведенного в 2007 г., более половины молодых россиян устойчиво уверены в том, что смогут добиться большего, чем их родители. Из рис. 4 видно, что за последние 10 лет структура этих оценок практически не изменилась, а незначительная динамика отражает скорее некоторый рост оптимизма. В целом в 2007 г. 76 % (в 1997 г. — 68 %) российской молодежи уверены в том, что они способны по меньшей мере воспроизвести тот социальный статус, который имеют их родители, и лишь считаные проценты (2 %) думают, что им и это не под силу. К тому же доля таких молодых людей и девушек за последние 10 лет уменьшилась вдвое (рис. 4).

Рис. 4. Оценка молодыми россиянами своих жизненных шансов, %

В современной России бедные слои населения оказываются полностью исключенными из спектра возможностей получения качественного образования как основы дальнейшего жизненного успеха, а нуждающиеся и собственно малообеспеченные лишь в редких случаях могут оплачивать посещение детьми платных кружков или свое посещение платных курсов. Основными потребителями платных образовательных услуг оказываются благополучные слои населения. Иногда в подобной ситуации обвиняют самих малообеспеченных в том, что они просто не стремятся получить качественное образование и не делают для этого все возможное. Однако данные социологического исследования, проведенного ИС РАН в 2008 г., опровергают подобные утверждения. Как видно из рис. 21.5, основная масса не только малообеспеченных, но и бедных хотела бы получить качественное образование. Но на это у них гораздо меньше шансов, чем у благополучных.

Рис. 5. Наличие установки на получение хорошего образования в различных социальных слоях, % работающих их представителей: 1 — уже добились; 2- хотят, но пока не добились; 3 — хотелось бы, но вряд ли смогут добиться; не было в жизненных планах

Нереализованные возможности, недостигнутые цели многих россиян коррелируют с чувством несправедливости, которое они испытывают по отношению ко всему происходящему в современной России. Это чувство, свидетельствующее о нелегитимности в глазах россиян сложившегося в России миропорядка, сегодня испытывает подавляющее большинство (свыше 90 %) россиян; при этом 38 % испытывают его часто. Так как в российской культуре роль справедливости-несправедливости очень велика, эти показатели — очень серьезный «звонок». Более всего устойчивое чувство несправедливости всего происходящего вокруг испытывают представители возрастных групп старше 40 лет (свыше 40 %) и сельские жители (48 %).

Таким образом, путь в высшие сферы социальной иерархии нелегкий. Большое влияние на социальную мобильность оказывают конъюнктура (ситуация кризиса или экономического роста) и структура общества. Ответ на вопросы о мобильности дает анализ социальной организации. В закрытых обществах социальные классы закрыты для представителей других классов, социальная мобильность в них невозможна. В обществах, подобных нашему, классы более открыты, а но социальной лестнице можно подниматься или опускаться.

Некоторым индивидам из народной среды удается добраться до вершины социальной пирамиды даже в условиях жестко ограниченной системы социальной мобильности, поскольку играют свою роль индивидуальные факторы — воля, энергия, талант, семейная среда, удача. Однако индивиды из низших классов должны проявлять эти качества в большей мере, чем индивиды из привилегированных слоев, поскольку первые изначально имеют меньше преимуществ в плане экономического, культурного и социального капитала.

Каналы и механизмы социальной мобильности

В качестве каналов социальной мобильности рассматриваются те способы — условно их называют «ступенями лестницы», «лифтами» — используя которые люди могут перемещаться вверх и вниз в социальной иерархии. По большей части такими каналами в разное время являлись: органы политической власти и общественно-политические организации, экономические структуры и профессионально-трудовые организации (трудовые коллективы, фирмы с встроенной в них системой производственной собственности, корпоративных институтов и др.), а также армия, церковь, школа, семейно-кла- новые связи (действовали факторы домашнего воспитания, социального авторитета семьи, частной собственности, семейной поддержки в целом).

В традиционном обществе перечисленные каналы социальной мобильности использовались весьма широко. В современном же обществе роль некоторых из этих структур как каналов социальной подвижности снижается (например, церкви, семьи), но усиливается значение других каналов, в рамках которые отрабатываются новые формы социальной мобильности. Поэтому приведенный список следует конкретизировать, выделив в качестве каналов мобильности сферу финансово-банковской деятельности, техническое творчество, активность в области массовой информации и компьютерных технологий. Выделим также действие устойчивого в разные эпохи в разных странах канала повышения статуса представителей определенных слоев за счет причастности к теневой или криминальной деятельности. Ныне этот канал представлен как в развитом обществе (транснациональные мафиозные ассоциации в области распространения оружия, наркотиков и др.), так и в традиционном обществе (семейно-клановые и бандитские группировки).

Механизмы социальной мобильности

Указанные каналы социальной мобильности (за исключением криминального, притягивающего определенные социально-психологические типы людей), как правило, тесно переплетены между собой, т. е. они действуют одновременно, то конфронтируя, то дополняя друг друга. Взятые в целом, каналы социальной мобильности создают систему институционально-правовых требований, организационных возможностей, конкретных правил продвижения людей вверх или вниз по социальной лестнице, образуя, таким образом, сложные механизмы социального отбора людей на те или иные позиции и статусные роли. Совокупное действие этих механизмов на разных стадиях жизни человека облегчает ему возможность сохранения аскриптивного или достижения лучшего статуса, но положительный результат само по себе не гарантирует — используя эти механизмы, человек должен прилагать немалые собственные усилия, чтобы добиться лучшего.

В прошлом ведущими в этих механизмах оставались наследственно-сословные связи, что позволяло подавляющему большинству молодого поколения сохранять аскриптивное статусное положение. При этом сохранение высших аскриптивных статусов сопровождалось выполнением немалого числа социальных обязанностей. Переход из одного сословия в другое хотя и был затруднен, также оставался возможным. Так, в средневековом императорском Китае, в Российской империи представитель средних слоев (включая зажиточных крестьян, торговцев, детей священнослужителей) мог продвигаться на государственной службе при наличии высокого уровня образования.

Процесс обучения, овладение ребенком книжной премудростью во многом определялось семейными обстоятельствами. Но во время учебы и затем на службе многое зависело от самого человека — он должен был продемонстрировать лояльность к профессиональной среде, проявлять настойчивость, сообразительность. В других обществах роль школы и образования в смене статуса были ограничены, на первый план по значимости могла выйти либо армейская, либо религиозная среда. При этом оставались важными роль семьи, поддержка окружающих, личные качества самого человека.

Иллюстрацией сказанному может служить жизненный путь русского реформатора М. М . Сперанского (1772-1839). Будучи выходцем из семьи бедного сельского священника, получив образование в провинциальной семинарии, он рано обнаружил блестящие способности самостоятельного мышления, был трудолюбив, начитан, даровит. Все это выделяло его из круга семинаристов, что позволило церковному начальству рекомендовать его на службу к государственному вельможе, которому потребовался секретарь для деловой переписки. Вхождение в высший круг российской бюрократии вывело Сперанского на широкую дорогу государственного служения.

В условиях современного общества основной акцент в механизмах социальной мобильности переносится на образовательно-профессиональную подготовку, при этом повышается роль индивидуальных качеств человека, стремящегося улучшить свое положение. Рассмотрим процесс профессиональной селекции на примере научно-творческой деятельности. Чтобы общество признало молодого человека ученым, необходимо, хотя этого и недостаточно, наличие у него диплома о высшем образовании, который позволяет ему начать научную карьеру. Профессиональная среда тогда признает его научный статус, когда результаты его самостоятельной работы будет квалифицированы коллегами как значительные. При этом результаты его труда будут постоянно подвергаться придирчивому анализу. Сам он должен овладеть искусством вести научную полемику, находить сторонников, добиваться практического внедрения своих открытий. Должностное и квалификационное продвижение поможет ему утвердиться в профессиональной среде, в которой помимо официального статуса весьма важной предпосылкой становления человека как ученого выступает круг общения, единомышленники. Но главным фактором признания являются научные результаты, признанные широкими общественными кругами. На этом пути ученый должен обрести сторонников в практических сферах; ему не помешает известность среди широкой публики, достигнутая через СМИ. Члены семьи должны терпеливо помогать в его творческом развитии, не ожидая быстрой материальной отдачи и публичного признания. В совокупности все эти обстоятельства и составляют механизмы социальной селекции в сфере научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, можно видеть, что «сито» многократного прохождения человеком через механизмы социального отбора было в прошлом и продолжает существовать ныне в любой сфере жизнедеятельности, особенно ужесточаясь в тех случаях, когда речь идет о возможности достижения относительно высокого положения в обществе. Указанные механизмы селекции не гарантируют безошибочного распределения всех людей по социальным стратам и позициям в соответствии с их реальными способностями. Однако взятые в целом, они позволяют более или менее удовлетворительно перераспределять социальную энергию, не допуская острой конфронтации и уравновешивая интересы разных групп.

Факторы социальной мобильности

Если каналы и механизмы социальной мобильности представляют собой наиболее устойчивые, массовые способы достижения или утраты нового статусного положения, то факторами мобильности выступают общие — исторические, социально-политические, культурные и др. — предпосылки, конкретные условия, стимулирующие действие указанных механизмов или ограничивающие их. Учет различных факторов позволяет более глубоко охарактеризовать процессы мобильности в той или иной ситуации, определить их характер в различных социальных средах. Иногда значение масштабного фактора накладывает отпечаток на место в социальной иерархии целой социальной группы. Когда говорят о «военном поколении», подразумевают влияние военного времени на жизненные установки и социальную активность определенной возрастной когорты.

На качества социальной мобильности конкретных групп и индивидов, как правило, воздействует множество факторов разного характера и масштаба: хозяйственно-отраслевые институты, этническая или религиозная среда, место жительства, возраст и пол человека, меняющего статус, и др. Например, для мобильности, связанной со вступлением в брак людей современного общества, характерна следующая тенденция: женщины чаще заключают брак с мужчинами, имеющими более высокое образование, профессиональную квалификацию, работающими на более высокой должности, в то время как для мужчин эта ситуация имеет обратный характер.

Еше одна закономерность, связанная с корреляцией между ранней социализацией людей и их последующей профессиональной активностью: выходцы из сельских поселений, из провинциальной, слабо дифференцированной среды демонстрируют в среднем меньший темп социального продвижения и более узкие возможности варьировать области приложения своего труда, чем выходцы из городских поселений, из урбанизированных центров.

Каналы мобильности

В качестве каналов социальной мобильности используют способы, благодаря которым люди способны перемещаться по лестнице социальной иерархии вверх-вниз: «лифты», «ступени лестницы».

Каналами мобильности являются:

  • общественно-политические организации;
  • органы власти;
  • профессионально-трудовые организации (фирмы, трудовые коллективы с производственной собственностью, корпоративные институты и др.);
  • церковь;
  • школа;
  • армия;
  • семейно-клановые связи (социальный авторитете семьи, семейная поддержка, частная собственность и др.).

Функции каналов социальной мобильности

В современном мире роль одних каналов мобильности усиливается, других уменьшается. В рамках усиливающихся каналов отрабатываются новые формы мобильности.

Традиционные каналы социальной мобильности можно дополнить такими каналами, как:

  • научно-техническая деятельность;
  • финансово-банковские операции;
  • активность в области компьютерных технологий и в области массовой информации;
  • причастность к теневой или криминальной деятельности (в традиционном обществе представлен бандитскими и семейно-клановыми группировками, в развитом обществе представлен транснациональными мафиозными ассоциациями в области распространения наркотиков, оружия и т.д.).

Все каналы социальной мобильности (исключение составляет криминальный канал) тесно между собой взаимосвязаны, они функционируют одновременно, дополняя друг друга или конфронтируя между собой.

Замечание 1

Каналы социальной мобильности формируют систему организационных возможностей, институционально-правовых требований, конкретных правил передвижения людей по социальной лестнице вверх и вниз, образуя сложные механизмы социального отбора людей на определенные статусные роли и социальные позиции.

Механизмы социальной селекции

В некоторых школах роль образования и школы в смене статуса была ограничена, приоритет отдавался религиозной или армейской среде. Личные качества индивида, поддержка окружающих, роль семьи по-прежнему оставались важными.

В современном обществе главный подход в механизмах социальной мобильности ориентирован на образовательно-профессиональную подготовку. Усиливается роль индивидуальных качеств человека.

Социальная селекция в научно-творческой деятельности

Для того, чтобы общество признало молодого человека ученым и начало научной карьеры необходимо, чтобы у него был диплом о высшем образовании.

Профессиональная среда только тогда признает научный статус индивида, когда результаты его личной работы будут квалифицированы как значительные. Эти результаты будут постоянно критиковать и придирчиво анализировать.

Молодой ученый должен овладеть искусством

  • находить сторонников;
  • вести научную полемику;
  • добиваться практического внедрения своих открытий.

В механизмах социальной селекции основную роль играют такие обстоятельства:

  1. Утверждение в профессиональной среде с помощью квалификационного и должностного продвижения. Основным фактором признания будут научные результаты, признанные широкими научными и общественными кругами.
  2. Обретение сторонников в практических сферах (известность среди широкой общественности).
  3. Помощь и поддержка членов семьи.