Антропометрические данные детей. Антропометрические показатели развития ребенка Шаблон антропометрические данные детей в детском саду

Основные антропометрические данные детей – масса тела, рост, окружность головы, толщина кожной складки, окружности плеча и бедра, индекс массы тела.

Масса тела

Это очень простое измерение, которое часто проводят очень некачественно. Новорожденных необходимо взвешивать голыми, а ребенка — в минимальном количестве одежды [с учетом его застенчивости]. Влажный одноразовый подгузник может весить до 450 г, домашняя одежда ребенка, включая кроссовки и джинсы, около 1,5 кг, при этом ежегодная прибавка в школьном возрасте составляет 2-3 кг в год. Все весы для измерения антропометрических данных детей должны быть откалиброваны и регулярно проверяться. Сопротивляющегося ребенка можно взвесить на руках у матери на электронных весах — мать становится на весы.

Длина тела и рост

У детей до 2 лет и детей с моторными нарушениями обычно проводят измерение длины тела в положении лежа. Измерением занимаются два человека, чаще мама ребенка и ауксолог ( , проводящий оценку антропометрических данных детей). Голову фиксируют у головной доски, лицо поворачивают прямо. Бедра и колени осторожно разгибают и отводят к ножной доске, прижимая стопы под углом 90°.

Рост стоя измеряют с использованием ростомера или других приспособлений. При этом ребенок разут, а пятки прижаты к вертикальной плоскости ростомера. Руки должны быть расслаблены и свободно располагаться вдоль туловища, лицо повернуто так, чтобы внешний угол глазной щели и наружный слуховой проход были на горизонтальном уровне. Ребенка просят глубоко вдохнуть, на выдохе ауксолог осторожно оттягивает голову вверх за сосцевидные отростки. Было показано, что «техника вытяжения», при которой проводимая тракция слегка удлиняет позвоночник, не является необходимой и может привести к увеличению ошибок измерения.

Длину тела измеряют почти в самом конце выдоха. Повторные измерения для определения скорости роста предпочтительно проводить в то же время суток для избежания ошибок вследствие компрессии позвоночника: в среднем рост, измеренный утром, на 8 мм больше, чем тот, что измерили во второй половине дня. Стандартная ошибка однократного измерения роста, проводимого опытным ауксологом, составляет около 0,2 см.

Рост сидя

Для оценки относительных пропорций тела большое значение имеет исследование длины спины и головы. Ноги ребенка сгибают под углом 90°, ножную доску подводят вплотную к ягодицам. Исследование у детей старшего возраста проводят с помощью специального измерительного инструмента: ноги на перекладине, руки свободно располагаются на коленях, измерение проводится по принципам легкого вытяжения, описанного выше, что позволяет точно определить рост сидя. При более простом определении используют жесткое горизонтальное сиденье стационарного ростомера. Для определения длины ног от седалищной кости рост сидя вычитают из полного роста стоя.

Окружность головы

Для определения максимальной затылочно-лобной окружности головы измерение должно проводиться нерастяжимым бумажным или металлическим сантиметром или лассо. Например, в Великобритании для этих целей применяют Lasso от UK Child Growth Foundation. У детей с неправильной формой головы иногда невозможно точно определить окружность головы.

Толщина кожной складки

Для измерения толщины кожной складки необходим кожный калипер с известной силой сжатия и площадью наконечника. Обычно выбирают четыре места измерения, наиболее часто — над трицепсом и в подлопаточной области. Толщину кожной складки над трицепсом измеряют на левой руке; складку захватывают между большим и указательным пальцем в средней части задней поверхности плеча. Устанавливают каллипер и после стабилизации (4-5 с) снимают показания. Толщину подлопаточной кожной складки измеряют над углом к левой лопатке, при этом руки свободно опущены вдоль туловища. Измерение кожной складки на бицепсе проводят так же, как и на трицепсе, только на передней поверхности плеча. Складка выше подвздошной кости определяется в месте максимальной высоты гребня подвздошной кости. Толщина кожной складки позволяет оценить количество подкожного жира, его распределение; данная информация может быть применена в уравнениях для расчета степени ожирения.

Окружности плеча и талии, бедер

В качестве показателя недостаточности питания может измеряться окружность плеча в средней трети с помощью гибкого нерастяжимого сантиметра, а в качестве показателя чрезмерного питания — окружность талии и бедер (анализируют соотношения окружности талии, бедер).

Окружность плеча в средней трети измеряют в точке посередине между локтевым и плечевым суставом. Окружность талии измеряется между нижними ребрами и подвздошным гребнем на уровне пупка в конце нормального выдоха. Окружность бедер определяют на уровне обоих больших бугров бедренной кости.

Индекс массы тела

Другой часто используемой оценкой относительного ожирения служит индекс массы тела (ИМТ), или индекс Кетле, который можно рассчитать по формуле:

масса (кг)/рост (м2).

ИМТ зависит от пола и возраста, поэтому его значение необходимо сравнивать с соответствующими стандартами.

Другие антропометрические данные детей

В некоторых случаях полезно оценить другие размеры тела и их прямые отношения; практически для любого параметра существуют перцентильные кривые.

Определенную ценность при эндокринологическом обследовании может иметь измерение размаха рук, который определяется как расстояние между кончиками пальцев горизонтально расставленных рук. Нормальное соотношение длины рук и длины тела рассчитывается по формуле: длина рук = рост ±3,5 см.

При диагностике состояний, для которых характерно укорочение конечностей, или при подозрении на гемигипертрофию проводят прямое измерение сегментов конечностей специально сконструированным антропометром или металлической измерительной лентой.

Кривые роста — перцентили

Современные стандарты антропометрических данных детей — для роста, массы тела, ИМТ и окружности головы существуют для многих популяций. Стандарты должны постоянно обновляться с тем, чтобы учитывать влияние акселерации. В идеале должны проводиться сравнения результатов измерений антропометрических данных детей различных этнических групп с соответствующими кривыми, но это не всегда возможно. Менее доступны, но опубликованы стандарты роста в положении сидя, длины ног, толщины кожной складки, длины рук.

Наиболее часто используемые кривые антропометрических данных детей специфичны для полов; исследуемый параметр указывают на вертикальной оси, на горизонтальной оси указан возраст. Почти все шкалы антропометрических данных детей линейны. Только при отображении стандартов толщины кожной складки на вертикальной оси применяют логарифмическую шкалу. В некоторых случаях при необходимости отобразить данные детей в первые месяцы жизни может быть использована нелинейная шкала возраста.

Многие кривые содержат перцентили антропометрических данных детей, интервалы между которыми могут варьировать, что определяется дизайном кривой. Наиболее часто на кривых отмечают 0,4, 2, 25 и 50 центили и соответствующие им значения выше средней, что дает в сумме 9 линий, сглаженных статистическим методом LMS. В нормальной популяции показатели только одного ребенка из 250 детей будут ниже 0,4 или выше 99,6 центиля, что позволяет сформировать нормальные показатели.

Патологические антропометрические данные детей давно сгруппированы. Для многих именных синдромов опубликованы кривые роста и массы тела; для скелетных дисплазий существуют кривые длины конечностей, роста и окружности головы.

Показания измерений должны наноситься в виде простой точки, а другие показатели, типа костного возраста, — отмечаться контрастным цветом или квадратным символом.

При анализе стандартных центильных кривых любого построения можно быстро оценить ожидаемый генетический потенциал пациента путем нанесения центильного показателя каждого из родителей на правой оси ординат. Вслед за этим можно нанести значение среднего роста родителей. Для расчета роста можно использовать следующую формулу:

Целевой рост мальчика (см) = = (рост отца + рост матери + 13)/2

Целевой рост девочки (см) = = (рост отца + рост матери — 13)/2.

В неметрических единицах используется рост в дюймах и дается поправка 5 дюймов.

Если ожидается акселерация, например, если экономическая ситуация для детей намного лучше, чем была в детстве у их родителей, к полученному значению целевого роста необходимо прибавить 4,5 см. В 95% случаев конечный рост ребенка находится в пределах ±9 см от целевого роста (так называемый целевой диапазон). Центильная проекция целевого роста затем может сравниваться с настоящим ростом ребенка на центильной кривой. Именно этот метод применяется в иллюстрациях во всей этой .

Поскольку рост ребенка — продолженный процесс, изменение его со временем служит даже более важным показателем, чем абсолютные значения роста в конкретное время. Конечная оценка роста по любому параметру проводится при сопоставлении последующих измерений на кривой роста и визуальной оценкой любых отклонений вверх или вниз от центильных линий.

Темпы роста могут также оцениваться при расчете скорости роста, которая сравнивается с опубликованными кривыми скорости роста и массы тела. Скорость рассчитывается по формуле:

Скорость роста = (рост 2 — рост 1)/интервал (годы в децимальных единицах)

Из-за того что ошибка измерения антропометрических данных детей увеличивается при использовании в расчетах двух значений роста (95% доверительный интервал для скорости роста, полученный при двух отдельных измерениях с интервалом 1 год = ± xV2; для трехмесячного интервала доверительный интервал в 4 раза больше этого значения), точность оценки скорости роста в значительной мере зависит от аккуратности проводимых измерений и повышается при увеличении интервалов между измерениями. Оптимально оценивать скорость роста ежегодно (в клинической практике минимальный интервал составляет 6 мес).

Для более точной количественной оценки любых нормальных антропометрических данных детей, в отношении которых существуют стандарты, принято использовать коэффициент стандартного отклонения (SDS или Z-показатель), особенно для значений, лежащих вне нормальных центильных значений.

Этот метод позволяет сравнить антропометрических данные детей различного возраста и пола.

В популяции с нормальным распределением средний SDS будет равен 0, а SD 1. SDS в диапазоне от -1 до +1 включает 68,26%, а от -2 до +2 — 95,44% популяции. Только 0,13% представителей популяции будут иметь SDS больше или меньше 3. В этой книге на схемах приведены среднее значение ±1 и 2 SD.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

Основной отличительной особенностью ребенка является его рост и развитие. Рост (накопление массы) и развитие (дифференцирование различных органов и систем) - это два основных процесса, которые постоянно совершаются в организме ребенка, но не всегда протекают параллельно. В одни возрастные периоды преобладают процессы роста, а в другие - процессы развития различных органов. Эти процессы преобладания роста или развития у детей в значительной мере определяют и возрастные различия.

Для оценки физического развития детей основными показателями являются масса тела, рост, окружность грудной клетки, головы, а также общее состояние.

Средняя масса тела новорожденных составляет 3400-3500 г для мальчиков и 3200-3400 г для девочек. В последние годы в нашей стране дети рождаются с большей массой тела, что объясняется неуклонным улучшением материально-бытовых условий жизни трудящихся.

На массу тела и рост новорожденного большое влияние оказывают различные факторы. У физически крепких рослых родителей рождаются дети с большей длиной и массой тела. Дети от слишком юных или пожилых родителей рождаются с меньшей массой и длиной тела. Большое влияние на массу тела и рост ребенка оказывают социально-бытовые факторы, питание и состояние здоровья женщины во время беременности.

На 3- 5-й день после рождения масса тела новорожденного уменьшается на 150-200 г, но не более чем на 300 г (см. раздел «Новорожденный ребенок и уход за ним»). Обычно к 10- 12-му дню у здорового ребенка масса тела восстанавливается и дальше происходит неуклонное ее увеличение.

За 1-й месяц жизни ребенок прибавляет в массе в среднем 600 г, за 2-й и 3-й - по 800 г, а за каждый последующий месяц - на 50 г меньше по сравнению с предыдущим (табл. 2)..

Таблица 2 Прибавка массы телана 1-м году жизни

Месячная

Прибавка

Месячная

Прибавка

Возраст, мес

прибавка массы тела,

массы тела за истекший

Возраст, мес

прибавка массы тела,

массы тела за истекший

период, г

период, г

Из табл. 2 видно, что чем моложе ребенок, тем интенсивнее увеличивайся масса его тела. Установлено, что к 4-4"/2 мес жизни масса тела ребенка удваивается, а к году - утраивается.

После года масса тела увеличивается медленнее: в течение 2-го года - на 2,5-3,5 кг, на 3-м году - на 1,5-2 кг. В последующие годы (до 10 лет) темпы нарастания массы тела сохраняются почти на одном уровне, незначительно уменьшаясь с возрастом. К началу и в период полового созревания отмечается усиленная прибавка массы тела, которая заметно падает с наступлением половой зрелости.

Ориентировочно массу тела ребенка в возрасте от 1 года до 10 лет можно определить по следующей формуле: масса тела годовалого ребенка (9,5-10 кг)+2-п, где n- число лет ребенка, 2- средняя годовая прибавка массы, кг. После 10 лет ежегодная прибавка массы тела в среднем составляет 4 кг, и массу прибтизительно можно рассчитагь по следующей формуле: 30 кг (масса 10-летнего ребенка) +4 кг (п-10), где n- число лет ребенка.

Рост здорового доношенного новорожденного колеблется в пределах 48-52 см. В отдельных случаях первоначальная длина тела может достигать 50-56 см.

На 1-м году жизни увеличение роста идет особенно энергично: за год жизни рост ребенка увеличивается на 23- 25см. За 2-й год жизни прибавка роста равняется 11 см, за 3-й - 8 см. В период с 4 до 7 лет прибавка в росте составляет по 5-7 см в год. В младшем шкочьном возрасте длина тела ребенка в среднем увеличивается на 4-5 см в год, а в период полового созревания отмечается увеличение ежегодной прибавки до 7-8 см. Рост ребенка по сравнению с первоначальным (при рождении) удваивается к 4-5 годам и утраивается к 14- 15 годам.

Ориентировочно рост ребенка можно определить по следующим формулам. У детей до 4 лет: 100 см -8 см (4-n), где n- число лет ребенка, 8 см - средняя ежегодная прибавка роста в течение первых 4 лет жизни. У детей старше 4 лет:

100 см+6 см (n-4), где n- число лет ребенка, G см - средняя ежегодная прибавка роста у детей старше 4 лет. Рост ребенка происходит как бы волнообразно, наблюдаются периоды, когда интенсивность роста значительно превосходит средние величины. Такие периоды получили название «-вытяжения». Первое «вытяжение» происходит в 5-6 лет, второе - в 11- 14 лет (период полового созревания), когда ежегодный прирост составляет?0 -12 см.

Для правильной оценки физического развития детей имеет значение соотношение размеров головы и грудной клетки. При рождении окружность головы составляет 34-35 см, а окружность груди на 1-2 см меньше (32-34 см). У хорошо упитанных новорожденных эти размеры равны и окружность груди сравнительно редко превышает окружность головы. В возрасте 2-4 мес окружность груди равна окружности головы. До 7-летнего возраста окружность груди превышает окружность головы приблизительно на столько сантиметров, сколько лет ребенку. Окружность груди у детей увеличивается за 1-й год жизни на 13-15 см. Особенно энергичные темпы прироста отмечаются в возрасте до 3 мес, когда прирост окружности груди достигает почти половины годового прироста. Во 2-м полугодии окружность груди увеличивается всего на 3-5 см. Завесь 2-й год прирост окружности груди составляет 2,5-3 см и за 3-й- 1,5-2 см.

Окружность головы за 1-й год жизни увеличивается на 10- 11 см. Наиболее высокие темпы прироста отмечаются у детей в 1-м полугодии, когда прирост окружности головы составляет 7 см. За 2-й год окружность головы увеличивается на 2 см и за 3-й - на 1 см. В дальнейшем прирост окружности головы происходит еще более медленно, а после 6 лет она увеличивается всего на 5-6 см.

Рост, масса тела и окружность грудной клетки у мальчиков до 11 лет во всех возрастных группах несколько больше, чем у девочек. В 11 лет показатели массы тела, роста и окружности груди у девочек и мальчиков становятся равными, затем девочки заметно обгоняют мальчиков, удерживая этот перевес до 15 лет. В 15 лет рост мальчиков превышает рост девочек, а в 16 лет мальчики обгоняют девочек и по массе тела, и по окружности груди, сохраняя в дальнейшем этот перевес.

После рождения ребенка на показатели физического развития большое влияние оказываюг факторы окружающей среды (режим дня, питание, прогулки, занятия физкультурой), а также различные заболевания. К заболеваниям, которые оказывают особенно сильное влияние на физическое развитие детей, относятся врожденные пороки сердца, врожденные и приобретенные поражения центральной нервной системы, эндокринные расстройства и др.

В последнее время считается установленным, что современные дети подвержены процессу акселерации, т. е. ускоренному процессу роста и развития. Основные проявления акселерации сказываются на физическом и половом развитии и конкретно выражаются в следующем: 1) увеличении роста и массы тела новорожденных; 2) более раннем прорезывании первых зубов; 3) увеличении средних показателей массы тела и роста у детей"всех возрастных периодов; 4) увеличении других параметров тела (окружность головы, груди и др.); 5) более ранних сроках появления первых менструаций у девочек и более раннем половом созревании мальчиков; 6) более раннем появлении ядер окостенения у мальчиков и девочек. Акселерация как с биологической, так и с социальной точки зрения может рассматриваться как внешнее выражение благоприятно Рис. 11. Взвешивание ребенка на горизонтальных весах, Рис, 12. Взвешивание ребенка на медицинских весах.

изменившихся условий жизни. Безусловно, не исключается и влияние наследственности.

Необходимым условием правильного медицинского обслуживания детей и подростков является систематическое наблюдение за их физическим развитием и состоянием здоровья. Очень важно знать, какие величины того или иного признака физического развития соответствуют данному возрасту ребенка, каковы ежегодные прибавки роста, массы тела в норме, для того чтобы своевременно уловить отклонения в ходе индивидуального развития ребенка.

Для правильной оценки физического развития все измерения необходимо производить на обнаженном ребенке в первую половину дня, так как длина и масса тела в течение суток колеблется. Длина тела к вечеру обычно уменьшается на 0,5- 1 см, а масса увеличивается.

Детей раннего возраста взвешивают на специальных детских весах (рис. 11), желательно в утренние часы до кормления. При этом необходимо подложить теплую пеленку при взвешивании ребенка, ежедневно мыть с мылом чашечную часть весов и тщательно следить за состоянием весов и правильностью их показаний. Массу тела у детей старшего возраста определяют на выверенных медицинских весах (рис. 12).

Рис. 13. Ростомер горизонтальный.

Рис, 14. Ростомер вертикальный, При взвешивании ребенок должен стоять неподвижно посередине площадки весов.

Рост ребенка измеряют с помощью ростомера. До года применяется горизонтальный ростомер (рис. 13). Ребенка укладывают на него так, чтобы голова плотно прилегала к головному концу ростомера, где ее удерживает мать или кто-либо из персонала. Медицинская сестра выпрямляет ноги ребенка, слегка нажимая ему на колени, подвигая в эго время к стопам передвижную подставку. Расстояние между ней и головным концом ростомера и показывает рост ребенка (определяется по прикрепленной сантиметровой ленте).

Рост у детей старшего возраста (начиная с Г/2 лет) измеряют вертикальным ростомером (рис. 14). Вертикальная стойка прибора укреплена на площадке и имеет сантиметровые деления, вдоль стойки передвигается горизонтально расположенная планшетка. При измерении роста ребенок стоит спиной к стойке, касаясь ее пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Руки должны быть вытянуты, пятки вместе, носки врозь, голова находится в таком положении, чтобы верхний край наружного слухового прохода и угол глаза были на одной горизонтальной линии; планшетку опускают на голову и отсчитывают деления на шкале по нижнему краю планшетки. Окружность головы и груди измеряют сантиметровой лентой. Для определения окружности головы сантиметровую ленту накладывают циркулярно вокруг головы на уровне надбровных дуг и затылочного бугра.

Для измерения окружности груди ленту накладывают спереди на уровне сосков, а сзади на уровне нижних углов лопаток. У девочек пубертатного возраста спереди лента проходит по IV ребру. Руки ребенка должны быть опущены, дыхание спокойное, у детей старшего возраста измерение производят во время выдоха, а также на высоте максимального вдоха, максимального выдоха и при спокойном дыхании.

Измерения у детей раннего возраста следует выполнять умеренными неторопливыми движениями при спокойном состоянии ребенка. Хотя техника антропометрических измерений проста, она требует известного навыка. При недостаточной опытности можно допустить большие неточности.

При оценке физического развития следует обращать внимание на правильность телосложения, подкожный жировой слой, развитие костной и мышечной системы. Только по совокупности всех признаков можно сделать правильный вывод о физическом развитии детей.

В таблицах (центильных) приведена длина тела (рост), масса тела (вес), а также периметр грудной клетки и головы у ребенка
    Преимущества приведенных таблиц.
  • Данные приведены в зависимости как от веса и пола ребенка, так и от его роста, что позволяет учитывать индивидуальные особенности.
  • Центильное построение таблиц позволяет довольно точно определить степень отклонения показателя от средних и нормальных величин, выделить сугубо патологические отклонения.
  • При использовании таблиц нет необходимости в проведении дополнительных математических расчетов.
  • Таблицы могут использоваться:
    • врачами - для оценки физического развития ребенка
    • родителями - для раннего выявления нарушений развития их ребенка, или наоборот - для опровержения подозрения на подобные отклонения
    • для определения "нормальных" антропометрических показателей ребенка
Таблицы составлены в начале 90-х годов ХХ века по результатам антропометрических измерений детского населения Украины. Эти данные можно полностью применять для современных детей европейского происхождения
Источник : Майданник В.Г., Дадакіна М.А. Фізичний та психічний розвиток дітей. К.: УДМУ, 1993.-104 с.

Антропометрия - метод научного исследования, который позволяет проследить связь изменения размера и формы частей тела, чтобы выделить некоторые гендерные, расовые, возрастные особенности у человека. Потребность в антропометрических измерениях обусловлена существованием трансгрессивного феномена. Это означает, что возможно усиленное проявление каких-либо характеристик у определенного поколения, по сравнению с предыдущим. Одним из видов трансгрессивного феномена является акселерация - то есть раннее половое развитие у детей. Так, нормальным возрастом появления менструации у девушек в ХХ столетии был период с 14 до 16-17 лет. Сейчас же это не является нормой, и начинается она обычно в 12-13 лет, хотя выделить однозначно определенный период все же невозможно.

Антропометрические данные используют не только в науке и медицине, но и в криминалистике. Большой популярностью пользуются отпечатки пальцев, которые применяются для распознавания личности, метод с названием «Бертильонаж».

Какие данные являются антропометрическими?

  1. Вес нужен для того, чтобы рассчитать прием медикаментозных препаратов при лечении, для выявления ожирения и вычисления индекса массы тела, составления правильного рациона. Взвешиваться нужно поутру, натощак, после акта опустошения кишечника и мочевого пузыря, в нижней одежде. Для начала нужно осмотреть весы на предмет их исправности. Если взвешивание происходит с целью определения веса для сопоставления с иными врачебными данными в больнице, а пациент слаб, тогда его садят на стул, предварительно взвесив предмет мебели отдельно.
  2. Обязательным измерением является рост. Процедура проводится с помощью специальной шкалы - ростомера. Человек разувается, становится спиной к планке. При этом он должен стоять ровно, ноги сомкнуты, туловище на одной линии. Затем линейкой проводят над головой измеряемого и регистрируют значение числа на шкале.
  3. Антропометрические данные включают в себя и окружность торакса. Измеряется она следующим образом: гибкую сантиметровую ленту прикладывают по грудной клетке так, чтобы позади она была под низшими углами лопаток, а с передней стороны - на уровне 4-го ребра, в стадии стабильной респирации.
  4. Замер окружности талии также производится при помощи сантиметровой ленты. Делается это утром, на голодный желудок. После опустошения кишечника и мочевого пузыря ленту прикладывают по окружности на уровне пупка и 3-го поясничного позвонка.

Антропометрические данные детей

Для удобства вычисления отклонений в развитии от нормальных показателей пользуются специальными таблицами. Вообще, антропометрическими параметрами для детей руководствуются врачи для анализа физического формирования организма у ребенка, родители - для удобства выявления отклонения, проявляющегося в задержке или, наоборот, ускоренном развитии. Преимуществом перед математическими исчислениями является ненадобность самостоятельного вычисления данных по формулам. Таблицы довольно точно определяют отклонения от нормы, а также учитывают отдельные особенности: пол и возраст. На протяжении первого года жизни ребенка антропометрические данные измеряют каждый месяц, с года до трех - каждый квартал, от 3 лет до 7 - каждые полгода, а с 7 лет - раз в год.

Оценка развития ребенка до 1 года

В первые 12 месяцев жизни оценка делается таким образом.

  1. Рост 6-месячного ребенка должен составлять 66 сантиметров. За всякий предыдущий месяц из этой цифры вычитается 2,5 сантиметра, а за каждый последующий добавляется аналогичная цифра.
  2. Вес тела младенца в 6 месяцев должен быть равен 8200 г. За каждый предыдущий месяц вычитается из этого значения 800 г, начиная с 6 месяцев, добавляется к нему по 400 г.
  3. Объём грудной клетки в 6 месяцев равен 45 см. Если ребенку еще нет полугода, вычитается из этого значения по 2 см за каждый месяц. Если ребенку более полугода, прибавляется по 0,5 см.
  4. Также у маленьких деток до года антропометрические данные берутся с учетом обхвата головы. В 6 месяцев он равен 43 сантиметра. За всякий недостающий месяц отнимается по 1,5 см, а за всякий последующий добавляется по 0,5 сантиметра.

Оценка физического развития ребенка в дошкольный период

Антропометрические данные в детском саду у ребенка считаются нормальными при следующих условиях.

  1. Рост ребенка в 6 лет равен 130 сантиметрам. За всякий последующий год добавляется по 5 сантиметров, а за каждый предыдущий отнимается 7 сантиметров. Данная закономерность актуальна только для ребенка старше 6-ти лет, далее исчисления проводятся в школе. Рост детей 4-х лет составляет 100 сантиметров, за каждый недостающий год отнимается по 6 сантиметров, а за каждый последующий добавляется по 7 см.
  2. Вес тела ребенка 5-ти лет составляет 19 килограмм. За каждый предыдущий год отнимается 2 килограмма, а за всякий последующий добавляется по 3 кг.

Антропометрические данные человека

Не секрет, что каждая страна имеет свои отличные средние антропометрические данные, обусловленные внешними факторами: образом жизни, климатом, питанием населения и т. д. Так, в Соединенных Штатах Америки усредненный рост у мужчин составляет 175,5 см, во Франции - 175 см, в Германии и Великобритании - 172,5 см, а в Японии мужчины самые низкорослые - всего 163,5.

Для вычисления идеального веса можно воспользоваться формулой Брока: люди моложе 40 лет должны отнять от своего роста 110, и они получат число, соответствующее оптимальному количеству килограмм. А люди старше 40 лет отнимают от роста 100.

Так зачем же придумали антропометрические данные? Они используются в медицине и для исследований ученых. Не расстраивайтесь, если вы не вписываетесь в рамки некоторых усредненных параметров или стандартов. Это всего лишь цифры.

Когда супруги начинают планировать семью, у них моментально возникают разнообразные вопросы, на которые необходимо искать ответы. Очень часто люди интересуются тем, каковы нормы антропометрических данных здорового младенца в первый его год, так как очень сложно себе представить, каким должен быть маленький человек, когда сами вы являетесь в десятки раз больше него. В этом вам может помочь таблица.

Детей, указанные там, не являются абсолютной нормой, поэтому вам в любом случае нужно будет общаться с вашим врачом по этому поводу. Однако многие люди чувствуют себя более комфортно, если знают хоть какие-то значения. И в этом вам поможет данная таблица.

Антропометрические данные детей в ней записаны для возраста до года, причем даны они в сокращенном варианте - только для новорожденного ребенка, ребенка, которому исполнилось полгода и, наконец, год.

Таблица

Пояснения

Таблица «Антропометрические данные детей» может ввести некоторых людей в заблуждение, поэтому следует ее сразу же прокомментировать. Итак, в ней представлены значения основных параметров в трех моментах жизни маленького человека.

Первый показатель - это первый месяц его рождения, второй - шесть месяцев с рождения, а третий - год. Вы можете увидеть, каким должен быть его нормальный вес, какой он должен иметь рост, а также обхват груди и точно такой же параметр для головы в каждый из этих временных промежутков. В этом вам прекрасно помогает данная таблица.

Антропометрические данные детей указаны не только абсолютные - вы можете найти еще и средний прирост веса и роста на конкретном этапе развития ребенка. Все эти данные должны помочь вам сориентироваться в вопросах того, насколько здорово растет и прогрессирует в своем развитии ваш ребенок.

Антропометрические данные детей до года меняются довольно быстро, так что следить за ними нужно внимательно. Естественно, это далеко не все, что вы можете узнать - доктора могут рассказать вам значительно больше, расписав конкретно для вашего ребенка прогнозируемые показатели как на первый год жизни, так и на несколько лет вперед. Это позволит вам оставаться осведомленными касательно того, насколько правильно взрослеет в физическом плане ваш ребенок, и если вы начнете замечать какие-либо отклонения, сможете тут же обратиться к врачу, чтобы разобраться, является ли это проблемой.